Экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 – уникальный проект Росгидромета, её основной целью являлось возобновление исследовательских традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций «Северный полюс» в высокоширотной Арктике.

ЦЕЛИ ЭКСПЕДИЦИИ

  • выполнение комплексных научных исследований в высокоширотной Арктике;
  • возобновление государственного мониторинга состояния и загрязнения российских арктических морей;
  • испытание технологий организации ледового лагеря для использования на строящейся на АО «Адмиралтейские верфи» Ледостойкой самодвижущейся платформе [ЛСП] «Северный полюс»;
  • подготовка кадров для работы в Арктике, в том числе на ЛСП.

Проблеме изменения климата в последние десятилетия уделяется огромное внимание во всем мире. Меняющийся ледовый режим арктических морей отразится на климате всей планеты. Изменятся и условия плавания по Северному морскому пути. С одной стороны, прогнозируется увеличение длительности безлёдного сезона, с другой - это может привести к повышению числа опасных для навигации явлений. Гидрометеорологическое обеспечение безопасности судоходства в Арктике – одна из важнейших целей полярной науки сегодня.

Для этого необходимо углублённое понимание закономерностей формирования состояния природной среды Арктики и его вероятных изменений в масштабе обозримой временной перспективы на основании качественных актуальных данных in situ.

Одним из наиболее эффективных инструментов получения такой информации было проведение высокоширотных комплексных экспедиций. С 1937 по 2013 гг. информация о состоянии природной среды Арктики поступала с дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс». С 1941 по 1993 год осуществлялись высокоширотные воздушные экспедиции «Север», результаты которых составили основу современных представлений о природе Арктики. Из-за изменения ледовых условий, работа станций была прекращена и в последние годы вся информация была доступна только со спутников, которые не могут отразить наиболее важные физические процессы.

Экспедиция проходила в четыре этапа: четыре судна Росгидромета один за другим выполняли научные работы в арктических морях на протяжении более пяти месяцев. Собраны уникальные данные, которые помогут комплексно оценить состояние природной среды Арктики в условиях меняющегося климата.

Экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 стала своевременным ответом на научные вызовы в условиях меняющегося климата. По масштабам, длительности и объёмам работ — это самая крупная экспедиция последних десятилетий. Тем важнее её значение, что из-за климатических изменений природные процессы в Арктике становятся непредсказуемы и необходимость постоянного их мониторинга растёт. Для увеличения точности прогнозов погоды и моделей климата проведение такого рода экспедиций необходимо.

Экспедиция внесла значительный вклад в полярную науку и научнотехническое обеспечение освоения Арктики.

Впервые за почти три десятилетия удалось в течение одного сезона весна – осень провести мониторинг состояния природной среды всех морей российской Арктики, и, частично, глубоководного Арктического бассейна, получить уникальные данные о процессах, проходящих в океане и атмосфере региона, особенностях энерго- и массобмена на границах сред. Собранные данные позволят получить более надёжные оценки пространственновременной изменчивости основных элементов гидрометеорологического режима, глубже изучить механизмы формирования водных масс, их влияние на изменения климата высоких широт. В свою очередь эти исследования будут способствовать совершенствованию моделей прогноза погоды и климата, необходимых для обеспечения безопасного судоходства на акватории Северного морского пути.

Данные загрязненности воды, воздуха, грунтов, биоты региона позволят оценить современное состояние и уровни антропогенного воздействия на арктические экосистемы, выработать рекомендации по совершенствованию системы мониторинга, оценить объемы транспорта загрязняющих веществ, выявить влияние местных источников и трансграничного переноса.

Эта информация пополнит базы ВНИИГМИ – МЦД, послужит основой для верификации и улучшения точности прогнозов погоды и климата.

Высокую эффективность показало использование дрейфующей станции типа «судно-лёд» как структурного элемента распределённого механизма мониторинга системы «атмосфера – морской ледяной покров – океан – биосфера» в реальном масштабе времени. Строящаяся платформа примет на себя эстафету по мониторингу природной среды Арктики.

ФОТОГРАФИИ

Сергей Николаев