Ученые в Арктике выбирают льдину для обустройcтва дрейфующей полярной станции «Северный полюс-41»
Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Центральной Арктике приступили к работам по выбору ледового поля для обустройства научного лагеря дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-41». Операция по выбору ледового поля будет осуществляться с использованием вертолета Ка-32.
Специалисты Арктического и антарктического НИИ более полутора лет наблюдают за льдинами в районе предполагаемого начала дрейфа ледостойкой платформы «Северный полюс». Окончательный выбор может быть сделан в Арктике, непосредственно на месте начала дрейфа.
«Ледовый разведчик с борта вертолета будет осуществлять визуальный осмотр и выбор подходящих ледовых полей. Следующий этап – высадка на льдины и дополнительные обследования, уточнение возраста и толщины льда. На основании полученных данных будет сделан окончательный выбор ледового поля. Затем нам предстоит зафиксировать ЛСП «Северный полюс» рядом с льдиной. Платформа может пришвартоваться к выбранной льдине в прикромочной зоне, и лед постепенно будет намерзать. Второй вариант – платформа при поддержке НЭС «Академик Трешников» будет пробиваться глубже в дрейфующие льды. Так увеличиваются шансы добраться до нужной льдины, но это требует времени и существует риск повредить целостность ледового поля. Какой способ будет выбран, ученые решат исходя из реальных условий», - рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического НИИ.
Предполагаемая точка начала дрейфа расположена в Северном Ледовитом океане севернее острова Генриетты. В конце сентября НЭС «Северный полюс» прибудет в заданный район для начала двухлетнего дрейфа. Предполагаемое генеральное направление дрейфа - через приполюсный район, в Гренландское море. После прохождения пролива Фрама, платформа своим ходом придет обратно в Мурманск.
Ледостойкая платформа «Северный полюс» – уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, затем вмораживается в лед и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным полем. На льду вокруг платформы будет разбит научный лагерь, где ученые будут проводить комплексные изучения Арктики в системе «атмосфера — ледяной покров — океан». ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Судно может принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17).
Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
Программа многомесячных ледовых арктических дрейфующих станций «Северный полюс» (экспедиция «Северный полюс») основана советскими учеными-полярниками Арктического и антарктического НИИ института 21 мая 1937 года. Именно в этот день начала работу первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс», впоследствии – «Северный полюс-1». Легендарная четверка полярников под руководством И.Д.Папанина начала дрейф в районе Северного полюса и через 9 месяцев (274 дня) дрейфа на юг была вынесена в Гренландское море. С тех пор каждой следующе дрейфующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности состоялось 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет станции «Северный Полюс» выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. Последнюю команду полярников с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали в 2013 году. Спустя 10 лет российские полярники возобновляют славную эпоху отечественных дрейфующих арктических станций. В сентябре 2022 года экспедиция «Северный полюс 41» на борту нового уникального научно-исследовательского судна – ЛСП «Северный полюс», отправится в арктические широты. В год 85-летия начинается новая эпоха российских дрейфующих арктических станций.
Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.