Северный полюс-42 (ЛСП)

ЛСП «Северный полюс» введена в эксплуатацию.

24 августа 2022Северный полюс-42 (ЛСП)

Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» завершено. Судно покинуло Адмиралтейские верфи и отправилось в Большой порт Санкт-Петербург для дозагрузки. 1 сентября 2022 году ЛСП отправится в первый рейс в Мурманск, а затем в Центральную Арктику.

По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, ЛСП «Северный полюс» позволит кардинально изменить подход в организации научных исследований в высоких широтах. Полярникам не придется тратить время и силы на обеспечение безопасности своей жизнедеятельности, как это было раньше в ледовых лагерях. Сейчас они могут быть сосредоточены исключительно на науке. Также у ученых появляется возможность планировать долгосрочные исследования, открывается перспектива для молодых ребят, которые хотят связать свою жизнь с полярной наукой. На ближайшие 10 лет – это будет важнейший научный проект в Арктике не только в России, но и в мире.

«Таяние льдов затрудняет поиск подходящей льдины для высадки экспедиций в Центральной Арктике. В последние годы многие из них приходилось досрочно эвакуировать, чтоб не подвергать полярников дополнительному риску. Теперь исследования будут вестись на борту нового судна в комфортных условиях со всеми бытовыми удобствами. Но главное, что платформа обеспечит полную безопасность ученых и экипажа. У нас также появилась возможность доставить больше техники и оборудования к месту исследований. Сегодня мы можем говорить, что российская наука всерьез и надолго возвращается в Арктику. Наши ключевые задачи – это уточнение прогностических моделей, обеспечение максимально точными и оперативными прогнозами судоходство по Северному морскому пути», - сказал Александр Макаров. Ученый поблагодарил коллектив Адмиралтейских верфей за сотрудничество и отметил, что не каждая предприятие готово реализовать подобный проект.

Главный строитель кораблей Адмиралтейских верфей Руслан Шереметьев отметил, что завод всегда строил как головные, так и опытные образцы: «Основное предназначение платформы, высота которой от киля до верхней точки средней мачты составляет 42, 5 метра, что равно 13-ти этажному дому, – «жить» во льдах. И я убежден, что эта жизнь окажется успешной и плодотворной для российской науки, а данные, полученные в ходе экспедиций в Арктику внесут существенный вклад в дальнейшее изучение и развитие региона».

ЛСП «Северный полюс» станет третьим по счету судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Строительство платформы началось в апреле 2019 года по заказу Росгидромета и в рамках программы социально-экономического развития Арктического региона Российской Федерации.
Это уникальное судно предназначено для проведения круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным массивом. Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, а затем вмораживается в лед. 

Безопасность судна гарантирует особая форма корпуса, которая оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия, фактически выдавливая судно на поверхность льда. Сконструированная форма позволяет разместить максимум оборудования и запасов, необходимых для двухлетней экспедиции. При разработке корпуса проводились многочисленные испытания в ледовом бассейне Арктического и антарктического НИИ.
Это единственное в своем роде научно-исследовательское судно, на котором применено много нестандартных инженерных решений. Например, для упрощения конструкции и повышения надежности решено отказаться от стандартной схемы гребного электродвижения. Вместо нее установлен уникальный винторулевой комплекс с прямым приводом от редуктора и  главного дизеля.
Судно уникально не только конструкцией, но и оснащением – здесь обустроено 15 лабораторий, а также есть оборудование и для создания исследовательских площадок непосредственно на льду. На платформе будут проводить геологические, акустические, геофизические, океанографические и другие исследования, необходимые в том числе для обеспечения безопасности судоходства по Северному морскому пути.

Основные технические характеристики ЛСП:
Длина – 83,1 м
Ширина – 22,5 м (за габариты судна по бортам выходят вертолетная площадка на 2,3 метра и крылья ходового мостика на 1 метр).
Водоизмещение – около 10,4 тыс. тонн
Мощность энергетической установки - 4200 кВт
Скорость - не менее 10 узлов
Прочность корпуса - Arc8
Автономность по запасам топлива - около 2 лет
Срок службы - не менее 25 лет
Экипаж - 14 человек
Научный персонал - 34 человека.
Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» соответствует классу Российского морского регистра судоходства: KM(*) Arc5[1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.
 

Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров. 

Больше полярных новостей в официальном Телеграм-канале ЛЁД: //t.me/aari_official