Северный полюс-41 (ЛСП)

ЛСП «Северный полюс» стала первым креативным пространством в высокоширотной Арктике

14 марта 2023Северный полюс-41 (ЛСП)

Ледостойкая платформа «Северный полюс» претендует на звание первого в истории креативного пространства в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Члены экспедиции «Северный полюс-41» Арктического и антарктического научно-исследовательского института открыли на судне выставку «Птицы», запустили программу тематических научных семинаров и цикл радиотрансляций.

Общественная жизнь экспедиции «Северный плюс-41» пополнилась серией научных программ и культурных мероприятий. В коридорах на третьей палубе ледостойкой платформы открылась выставка рисунков, фотографий и оригами на тему «Птицы». Два-три раза в неделю организуется коллективный просмотр документальных и художественных фильмов с последующим обсуждением и обменом мнениями. Проходит цикл научных семинаров и семинаров про полярные экспедиции и исследования. На судне также собрана обширная библиотека, включающая произведения классиков мировой литературы и современных авторов.

Система громкого оповещения ЛСП дополнительно используется для радиовещания. По радио транслируются тематические разговоры с участниками экспедиции. Тематика бесед невероятно широкая: книги, музыка, танцы, полярное блоггерство.

Возможности радиосвязи ученые также используют для общения со всем миром. Корреспонденты пытаются связаться с полярниками и передают координаты своего местоположения. На сегодняшний день проведено более 17 тысяч таких сеансов. Через радиолюбительскую почту корреспонденты будут получать специальные карточки, подтверждающие факт осуществления радиосвязи с экспедицией «Северный полюс-41».

Один из членов экспедиции, руководитель группы геофизических исследований и радиолюбитель Олег Стрибный составил карту World-AllBands, где нанесены точки, с которыми во время полярной ночи состоялись сеансы радиосвязи на всех диапазонах. На карте видны места наибольшей скученностью проживания радиолюбителей – это Россия, страны Европы и США.

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. В 2022 году, спустя 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс». 

ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет. 

Фото: Елена Попова, СП-41