За 35 лет работы станция Прогресс стала важным транспортно-логистическим хабом в Антарктике
1 апреля самая молодая и самая крупная российская антарктическая станция Прогресс отмечает свое 35-летие. За годы работы некогда временная геологическая база Прогресс стала важным центром проведения крупных транспортно-логистических операций Российской антарктической экспедиции и главным связующим звеном с единственной российской внутриконтинентальной станцией Восток.
Станция Прогресс расположена в оазисе Холмы Ларсеманна на восточном берегу залива Прюдс моря Содружества. В 1970-1980-годах в мире возрос интерес к минеральным и углеводородным ресурсам Антарктики. Для дальнейшего изучения и возможного освоения недр в 1988 году открыта сезонная база для геолого-геофизических исследований Прогресс. Но через 10 лет вступил в силу Протокол по охране окружающей среды, запрещающий в отношении ресурсов Антарктики любую деятельность кроме научной.
В начале 2000-х годов стартовало проектирование и строительство нового зимовочного комплекса на станции Прогресс, который ввели в эксплуатацию 31 декабря 2012 года. В рамках этих работ создали и снежно-ледовую взлетно-посадочную полосу, пригодную для приема транспортных самолетов на лыжных шасси. Авиационная активность резко выросла, увеличилось число перелетов между станциями, а аэродром помог при строительстве зимовочного комплекса Индии и Китая. Хотя первая снежная полоса на станции начала функционировать еще в 2004 году - небольшой самолет ВТ-67 «Basler» летал на станцию Восток, доставляя персонал, скоропортящиеся продукты и научное оборудование.
На протяжении последних 15 лет станция Прогресс полностью отвечает за жизнеобеспечение внутриконтинентальной станции Восток, а теперь и обеспечение строительства на ней нового зимовочного комплекса. Ранее логистика в сторону Востока была организована со станции Мирный, но из-за разрастания пояса трещин к югу от станции осуществлять санно-гусеничные походы данным маршрутом стало опасно. В этом плане географическое положение станции Прогресс оказалось более удачным и сыграло важную роль в обеспечении логистики на Восток.
Открытие нового аэродрома «Зенит» на станции Прогресс стало важным событием 68-й Российской антарктической экспедиции и принесло ряд преимуществ с точки зрения сроков доставки грузов и специалистов.
«За 35 лет станция Прогресс давно стала крупным логистическим хабом и важным связующим звеном с центральной Антарктидой. Экспедиционные суда, прибыв в Антарктику, в первую очередь, идут на Прогресс, доставляя большой массив грузов. В этом году новый импульс жизнедеятельности станции придал аэродром «Зенит», позволивший заметно повысить динамику всех рабочих процессов и темпы строительства нового комплекса Восток», - рассказывает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Специалисты института строили новую взлетно-посадочную полосу в максимально сжатые сроки, в тяжелых условиях полярной ночи – работы начались в марте и завершились в августе. Пригодились технологии послойного уплотнения снега, которые годами разрабатывались институтом. А также собственное оборудование, которое позволило добиться максимальной плотности снега при очень низких температурах. Эта же технология использовалась при подготовке основания для нового зимовочного комплекса на станции Восток.
Строительство новой взлетно-посадочной полосы проходило в сжатые сроки и в тяжелых условиях полярной ночи – работы начались в марте, а завершились в августе. Ввод новой взлетно-посадочной полосы изменил всю логистическую цепочку, сократив сроки доставки специалистов и грузов в Антарктиду.
Сегодня на станции Прогресс в комфортных условиях могут проживать до 200 членов экспедиции. На территории Прогресса расположено служебно-жилое здание, где помимо жилых помещений, размещается камбуз, столовая, баня, медицинский блок, лаборатории, радиоцентр. Недалеко находится здание дизельной электростанции, вертолетная площадка и база горюче-смазочных материалов на берегу. Имеется большой гараж и мастерские, где не только ремонтируют и проводят техническое обслуживание транспорта, но и изготавливают детали для нужд других, в том числе и зарубежных станций.
На Прогрессе ведутся круглогодичные научные исследования по метеорологии, актинометрии, геомагнетизму, изучение прибрежной океанологии и характеристик морских льдов и айсбергов. Проводятся сезонные исследования по гидрологии суши, морской биологии, геоботанике, геодезии, гляциологии. Здесь установлена аппаратура дифференциальной коррекции орбитальных параметров спутников навигационной системы ГЛОНАСС. А в 2018-2019 годах развернут один из центров приема Единой территориально-распределенной информационной системы дистанционного зондирования Земли. Это несколько изменило и облик станции – появились большие спутниковые антенны в круглых защитных корпусах диаметром 6-9 метров.
Фото: Светлана Григорьева, Алексей Нагаев, ААНИИ