18 декабря на «Адмиралтейских верфях» состоялся торжественный спуск на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Платформа позволит продолжить регулярные исследования природной среды Центральной Арктики, приостановленные в 2013 году вместе с проектом дрейфующих экспедиций «Северный полюс».
Церемонию спуска судна на воду открыл губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, он поблагодарил за работу сотрудников АО «Адмиралтейские верфи». Заместитель руководителя Росгидромета Наталия Радькова сообщила, что платформа «Северный полюс» – огромный прорыв для научных исследований в Арктике. Генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заверил, что оставшаяся работа будет выполнена в срок и поблагодарил ААНИИ за участие в проекте. В церемонии также приняли участие заместитель директора ААНИИ по экспедиционной работе Юрий Угрюмов, руководитель Высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов и другие почётные гости.
На момент спуска на воду готовность платформы составляет 61%: построены корпус и подводная часть, установлены все акустические приборы, находящиеся в подводной части судна, отливные патрубки, подруливающее устройство.
На борту ЛСП «Северный полюс» будет оборудовано 15 научных лабораторий, в которых учёные смогут круглогодично выполнять комплексные исследования. Платформа с функционалом научно-исследовательского центра сможет без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана в течение порядка двух лет и возвращаться обратно в порт. На одной из палуб будет оборудована вертолётная взлётно-посадочная площадка для приёма вертолётов типа Ми-8 и Ми-38. Платформа станет ключевым звеном в системе прогнозирования погоды и ледовой обстановки, дополнив данные береговых обсерваторий.
«Для качественных прогнозов нам необходимы постоянные данные из Центральной Арктики. Особенно важно, что в скором времени учёные смогут получить эти данные, находясь в комфортных условиях на судне, а не в палатке на льду», – отметил директор ААНИИ Александр Макаров.
Окончание строительства намечено на 2022 год. В течение этого времени будут проведены работы выше ватерлинии: внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий.
Проект ледостойкой платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ААНИИ. Для разработки исходных технических требований к проекту был проанализирован уникальный опыт ААНИИ по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 по 2013 гг.). Контракт на проектирование и строительство платформы (проект 00903) подписан Росгидрометом и АО «Адмиралтейские верфи» в апреле 2018 года. Испытания макета прошли в ледовом бассейне ААНИИ. Строительство платформы выполняется в рамках госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ (постановление от 30 марта 2018 года №355, распоряжение от 30 марта 2018 года №545-р).
Справочная информация
Тактико-технические характеристики ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»:
длина платформы – 83,1 метра,
ширина – 22,5 метра,
осадка – 8,6 метра,
водоизмещение – более 10 000 тонн,
мощность головного двигателя – 4 200 кВт,
скорость –10 узлов,
экипаж – 14 человек,
научный персонал – 34 человека,
класс ледового судна – КМ Arc5 [1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.