Проекты

На воду спущена уникальная ледостойкая платформа «Северный полюс»

18 декабря 2020Проекты

18 декабря на «Адмиралтейских верфях» состоялся торжественный спуск на воду ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс». Платформа позволит продолжить регулярные исследования природной среды Центральной Арктики, приостановленные в 2013 году вместе с проектом дрейфующих экспедиций «Северный полюс».

Фото 1

Церемонию спуска судна на воду открыл губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, он поблагодарил за работу сотрудников АО «Адмиралтейские верфи». Заместитель руководителя Росгидромета Наталия Радькова сообщила, что платформа «Северный полюс» – огромный прорыв для научных исследований в Арктике. Генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков заверил, что оставшаяся работа будет выполнена в срок и поблагодарил ААНИИ за участие в проекте. В церемонии также приняли участие заместитель директора ААНИИ по экспедиционной работе Юрий Угрюмов, руководитель Высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов и другие почётные гости.

Фото 2 Фото 3

На момент спуска на воду готовность платформы составляет 61%: построены корпус и подводная часть, установлены все акустические приборы, находящиеся в подводной части судна, отливные патрубки, подруливающее устройство.

На борту ЛСП «Северный полюс» будет оборудовано 15 научных лабораторий, в которых учёные смогут круглогодично выполнять комплексные исследования. Платформа с функционалом научно-исследовательского центра сможет без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана в течение порядка двух лет и возвращаться обратно в порт. На одной из палуб будет оборудована вертолётная взлётно-посадочная площадка для приёма вертолётов типа Ми-8 и Ми-38. Платформа станет ключевым звеном в системе прогнозирования погоды и ледовой обстановки, дополнив данные береговых обсерваторий.

«Для качественных прогнозов нам необходимы постоянные данные из Центральной Арктики. Особенно важно, что в скором времени учёные смогут получить эти данные, находясь в комфортных условиях на судне, а не в палатке на льду», – отметил директор ААНИИ Александр Макаров.

Фото 4

Окончание строительства намечено на 2022 год. В течение этого времени будут проведены работы выше ватерлинии: внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий.

Проект ледостойкой платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ААНИИ. Для разработки исходных технических требований к проекту был проанализирован уникальный опыт ААНИИ по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 по 2013 гг.). Контракт на проектирование и строительство платформы (проект 00903) подписан Росгидрометом и АО «Адмиралтейские верфи» в апреле 2018 года. Испытания макета прошли в ледовом бассейне ААНИИ. Строительство платформы выполняется в рамках госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ (постановление от 30 марта 2018 года №355, распоряжение от 30 марта 2018 года №545-р).

Справочная информация

Тактико-технические характеристики ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»:
длина платформы – 83,1 метра,
ширина – 22,5 метра,
осадка – 8,6 метра,
водоизмещение – более 10 000 тонн,
мощность головного двигателя – 4 200 кВт,
скорость –10 узлов,
экипаж – 14 человек,
научный персонал – 34 человека,
класс ледового судна – КМ Arc5 [1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.