В Северном Ледовитом океане выбрана льдина для дрейфующей станции «Северный полюс-42»
Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института выбрали ледовой поле для открытия новой дрейфующей полярной станции. Высадка полярников экспедиции «Северный полюс-42» будет производиться на ледовое поле площадью около 165 кв. километров в районе 81 с.ш. и 142 в.д.
Предварительный выбор льдины производился по результатам анализа спутниковых снимков и воздушной разведки с вертолета МИ-8. Обследование, проведенное высадившимися на лед специалистами ААНИИ, подтвердило правильность сделанного выбора. На перспективном для швартовки участке работала группа на снегоходе для контактных измерений толщины льда.
По словам начальника экспедиции «Северный полюс-42» Александра Ипатова, ледовое поле представляет собой массив преимущественно двухлетнего льда с толщинами от 0,7 до 1,4 метра с преобладанием толщин в 1 метр. Конфигурация кромки позволяет произвести швартовку судна бортом.
«По результатам осмотра принято решение о возможности вмораживания научно-экспедиционного судна «Северный Полюс» в исследованном месте. Площадь ледового поля около 165 квадратных километров», - сообщил Александр Ипатов.
В настоящее время начались работы по подготовке к высадке экспедиции и развертыванию научного лагеря. На удалении от кромки льдины уже установлен дрейфующий буй.
Полярная экспедиция «Северный полюс-42» существенно расширит комплекс научных работ в высокоширотной Арктике с целью прогнозирования происходящих трансформаций в условиях глобальных климатических изменений и оценки степени уязвимости экосистем Арктики. Продолжатся исследования геологического строения дна Северного Ледовитого океана, необходимые для уточнения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и других научных задач. Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института также намерены определить, существуют ли предпосылки для дальнейшего уменьшения летнего ледяного покрова в Северном Ледовитом океане, что может быть важно для планов по развитию навигации на трассе Северного морского пути.
Инфраструктура НЭС «Северный полюс» позволяет проводить научные исследования на самом высоком технологическом уровне от дна океана, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоев атмосферы и ближнего космоса. Возможности судна позволяют погружать приборы на любую глубину в Северном Ледовитом океане, использовать спутники и беспилотные аппараты.
Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. В 2022 году, спустя 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».
НЭС «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров