Новости института

В России построят новое научное судно для работы в Арктике и Антарктике

6 марта 2023Новости института

Сегодня, 6 марта 2023 года, между Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Акционерным обществом «Адмиралтейские верфи» подписан  контракт на строительство научно-экспедиционного судна «Иван Фролов». Судно войдет в состав флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института и станет новым флагманом российской полярной науки.
 

Основной функцией нового судна станет обеспечение научно-экспедиционной деятельности в Арктике и Антарктике в интересах Российской Федерации. Планируется, что НЭС «Иван Фролов» встанет на смену действующего НЭС «Академик Федоров», построенного в 1987 году финской компанией Раума-Репола».

"Новое научно-экспедиционное судно "Иван Фролов" необходимо для бесперебойной работы Антарктических экспедиций. У нашей страны на континенте размещено 5 круглогодичных станций и 5 сезонных баз. Нынешнее судно, которое доставляет полярников и грузы в Антарктиду, уже устаревает и осталось как раз немного времени, чтобы ввести в строй новое судно. «Иван Фролов» будет «пять в одном»: танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно. Строить его будут Адмиралтейские верфи. Потому что у питерских корабелов просто огромные компетенции. Как пример, они построили уникальную для всего мира ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс», которая сейчас дрейфует в высокоширотной Арктике", - рассказал министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков отметил, что сейчас специалисты приступят к проектированию, которое продлится весь год. Он добавил, что все проекты, которые сегодня реализуются по заказу службы - уникальные и практически не имеют аналогов в мире. В частности, на сегодняшний день не предвидится проектов, подобных судну «Иван Фролов» у коллег из других стран, которые занимаются исследование Антарктиды.

«Антарктида для науки – это очень важно, тем более, что сейчас все говорят об изменении климата, и нам надо к этим изменениям адаптироваться. А чтобы адаптироваться, нужно понимать, как климат сможет меняться. Как раз научные исследования в Антарктиде способствовать понять, как менялся климат в прошлом, и что с ним будет в будущем», - отметил Игорь Шумаков.

Также руководитель Росгидромета обозначил, что это будет самое лучшее судно в своем классе, аналогов которому пока не предвидится. Проект предоставит, в том числе, до 30 тысяч рабочих мест, а при строительстве будет использовано много комплектующих российского производства.

«Новый российский научный флагман ждет великое будущее. Он будет оставаться на службе 30 или даже 40 лет – до 70-х годов 21 века, а значит, он станет участником грандиозных событий, связанных с российскими научными проектами и победами в Арктике и Антарктике. Это судно на десятки лет расширяет горизонт возможного планирования научных исследований, а для молодых ученых, стремящихся посвятить свою жизнь полярной науке, с этим судном может открываться внятная перспектива и возможность реализовать себя и свой талан в профессии. Полюса ждут новое поколение исследователей, которые придут нам на смену», - подчеркнул Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

НЭС «Иван Фролов» станет четвертым по счету судном научно-экспедиционного флота ААНИИ и будет использоваться для проведения морских научно-исследовательских работ, замене персонала и обеспечения  арктических и антарктических станций.

Судно будет соответствовать классу Российского морского регистра судоходства Arc7. Его длина составит почти 165 метров, водоизмещение – около 25 000 тонн, дедвейт – около 9 200 тонн. НЭС рассчитано на комфортное размещение 240 человек, включая 70 человек экипажа и до 170 ученых и членов авиаотряда. В соответствии с назначением на борту может быть обустроено до 20 лабораторий для выполнения исследований от дна океана до стратосферы. На борту также предусмотрен вертолетный комплекс для двух вертолетов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38, вертолетная площадка и ангар, позволяющая принимать и обслуживать указанные модели воздушных судов. Планируется, что судно будет построено в 2028 году и прослужит не менее 30 лет.

На текущий момент в составе научно-экспедиционного флота ААНИИ три судна: НЭС «Академик Фёдоров», НЭС «Академик Трёшников» и НЭС «Северный полюс» – уникальная плавучая обсерватория, способная до двух лет автономно дрейфовать в высоких широтах Северного Ледовитого океана, проводя геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования.

Фото: Александр Таран