В Архангельске обсудили навигацию на СМП и перспективы строительства на мерзлоте
Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров принял участие в деловой программе II форуме «Арктика – регионы» в Архангельске, где ведущие эксперты органов государственной власти, бизнеса и научных организаций обсуждали ключевые вопросы развития Арктической зоне России.
Одной из ключевых дискуссий на форуме стала сессия ГК Росатом «Безопасность в Арктике – приоритеты», где обсуждались эффективные меры обеспечения безопасности при перевозках по Северному морскому пути.
Глобальное потепление климата несет в себе ряд преимущество для навигации. Вместе с тем, ледовая обстановка в арктических морях изменчива и непредсказуема, что несет в себе риски для судоходства.
«Потепление климата, с одной стороны, открывает перед нами новые возможности по развитию Северного морского пути, с другой стороны, усложняет задачи. Количество льда уменьшается, но в то же время появляются новые ледовые явления, которые раньше не рассматривались», — рассказал директор ААНИИ Александр Макаров в ходе деловой сессии «Безопасность в Арктике – приоритеты» на Форуме «Арктика – Регионы».
Ученый отметил, что в этом году в Арктических морях аномалия ледовитости была выше нормы. В районах, где традиционно наблюдаются быстрое разрушение ледяного покрова и раннее очищение трассы сложились сложные ледовые условия.
«В этом и предыдущих сезонах была уникальная и сложная ледовая обстановка. Аномалия по мощности льда составила 30-40%, такого не было уже 30 лет. Тяжелые ледовые условия наблюдаются в Карском море, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях», – рассказал Александр Макаров.
Глава ААНИИ также отметил, что на ледовую обстановку также влияет движение тяжелых судов, возникают факторы, которые ранее не учитывались. При этом он подчеркнул, что точность ледовых прогнозов остается на очень высоком уровне и достигает 92-96%.
По словам генерального директора ФГБУ «Главсевморпуть» Сергея Зыбко, для обеспечения безопасности мореплавания по Северному морскому пути действует четкий алгоритм. Желающие подают заявку, при соблюдении предъявляемых требований получают разрешение на плавание и с учетом рекомендаций штаба морских операций осуществляют прохождение по маршруту.
При этом, по его словам, с каждым днем количество заявок растет. В 2023 году объем перевозок по СМП составил более 36 млн тонн, что в шесть раз больше, чем в лучшие годы советского периода.
«Интенсивность судоходства увеличивается, мы реагируем на это. Например, создается цифровая экосистема СМП, включающая в себя четыре основных элемента: единую платформу цифровых сервисов, комплексы беспилотных летательных аппаратов, а также бортовые измерительные комплексы, которые будут собирать и передавать сведения о ледовой обстановке, метеоусловиях. Еще одна важная часть платформы – фонд данных. Первый этап работ по созданию системы завершен, Главсевморпуть проводит ее тестирование, – рассказал Сергей Зыбко.
К обработке большого массива данных привлекается искусственный интеллект, но окончательное решение будет за человеком – экспертом штаба морских операций. Применение современных технологий позволит решить важнейшие задачи для развития Северного морского пути – повысить безопасность и предсказуемость судоходства. Оператор, грузоотправитель, грузополучатель будут иметь четкое представление о том, сколько времени займет прохождение по маршруту.
Говоря о безопасной навигации, эксперты отмечают, что речь идет не только о безопасности людей, судоходства, но и о предупреждении происшествий, которые могут нанести ущерб хрупкой экосистеме высоких широт.
Как рассказал заместитель директора – начальник отдела развития обеспечения безопасности Арктического региона департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России Тимофей Сулима, на всем протяжении Северного морского пути Россия создает в Арктике сеть комплексных аварийно-спасательных центров (АСЦ). Первый из них был открыт в марте 2024 года в городе Певек на Чукотке. Аналогичный центр в рамках государственно-частного партнерства сейчас строят в Сабетте (ЯНАО), также они появятся в Диксоне и Тикси.
«Строительство в Арктике – это не быстро и дорого. Год назад с этой трибуны в Архангельске я озвучил проблему отсутствия механизмов взаимодействия трех заинтересованных ведомств – МЧС, ФМБА и Морского спасательного центра, и мы видим, что форум работает. Заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Петрович Трутнев нас поддержал. На своих площадях в Сабетте мы уже предложили 300 квадратных метров для ФМБА и 163 квадратных метра для Минтранса. Таким образом, один объект и три оперативно-спасательных ведомства взаимодействуют и работают вместе, – рассказал Тимофей Сулима.
Помимо аварийно-спасательных центров прикрытие территории спасательными подразделениями на всем протяжении Севморпути обеспечат авиационные звенья МЧС. Одно из них дислоцируется в Архангельске. В этом году подразделение получило вертолет МИ-8 в арктическом исполнении. В следующем году в Архангельской области также пройдут масштабные учения «Арктика-2025».
В ходе дискуссии представитель МЧС обратился с предложением к директору ААНИИ провести совместную тренировочную операцию. «Мы хотим в рамках учения отработать спасательную операцию на вашей станции, чтобы ученые в Арктике чувствовали себя спокойно и понимали, что мы сможем до них долететь, добраться, дойти и так далее, имея авиацию в высоких широтах», - сказал Сулима, обращаясь к директору ААНИИ Александру Макарову.
Вопросы строительства и эксплуатации зданий в условиях многолетней мерзлоты обсудили во время сессии, организованной при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Общая площадь районов распространения вечной мерзлоты равна примерно 65 процентам всей территории России. Изменение климата выражается в повышении температуры воздуха, что влечет за собой таяние вечной мерзлоты. Сейчас этот процесс затрагивает все аспекты жизнедеятельности, включая безопасность проживания 2 млн людей. По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, разрушение мерзлоты повлечет за собой серьёзные последствия, а именно – трудности в строительстве и обслуживании как линейных, так и площадных объектов, что будет сказываться на комфорте и безопасности жизни в Арктических условиях.
«Деградация мерзлоты никаких позитивных аспектов, в отличие от уменьшения ледовитости морей в Арктике, не несет. Будет сложнее эксплуатировать инфраструктуру, будет сложнее строить, сложнее изучать мерзлоту», – сказал Александр Макаров.
Для контроля и прогнозирования таяния в институте на протяжении двух лет активно разрабатывается система фонового мониторинга многолетнемерзлых пород: по словам директора института, за три года будет создано 140 пунктов контроля, на 40 объектах уже ведутся работы.
Создание системы фонового мониторинга многолетнемерзлых пород – инновация мирового масштаба. При использовании прорывных практик российских и мировых ученых, инфраструктуры наблюдательной сети Росгидромета удалось разработать систему, аналогов которой не существует.
Важным вопросом на текущий момент, как отметили выступающие, является биохимический мониторинг, поскольку норм для его регулирования сейчас нет. По мнению Александра Макарова, необходимо разработать законодательную базу, которая позволит углубить картину мониторинга и точнее наблюдать за мерзлотой, планируя развитие страны в соответствии с этими данными.
Как рассказал директор федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» Михаил Кузнецов, в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики на протяжении долгого времени разрабатывается идея законопроекта, который будет регулировать особенности строительства на арктических территориях с учетом изменения климата, мониторинга и адаптации к климатическим изменениям на территориях вечной мерзлоты.
«Происходящие климатические изменения имеют позитивные следствия, но также есть и значительные риски для инфраструктуры в Арктической зоне. Сейчас у нас есть время для реагирования, чтобы придумать, как мы этот риск оценим и как будем с ним работать. На это наши усилия сегодня направлены», – подчеркнул Михаил Кузнецов.
Вопрос разработки нормативных документов прокомментировал член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Пушкарев. Он отметил, что в верхней палате парламента уже собрана рабочая группа, которая состоит из представителей профильного министерства, Росгидромета, регионов, где обсуждается создание Федерального закона, направленного на формирование комплексной системы мониторинга многолетней мерзлоты и определения полномочий органов государственной власти в этом вопросе.
Участники сессии пришли к мнению, что единый закон, регулирующий особенности строительства в условиях многолетнемерзлых территорий необходим. Он должен включать не только положения о мониторинге изменений, но и о режиме эксплуатации зданий, предусматривать нормативы строительства, и в этой работе стоит опираться на опыт регионов, которые уже занимаются регулированием этой сферы.
Форум «Арктика – Регионы» стал эффективной дискуссионной площадкой для выработки совместных решений по устойчивому развитию судоходства и морской логистики по Северному морскому пути, строительству и ремонту арктического флота, модернизации портовой инфраструктуры и кадрового обеспечения. В нём приняли участие свыше 1000 делегатов из 40 регионов России.
II Форум «Арктика – Регионы» объединит на одной площадке свыше 1000 делегатов из более чем 40 регионов России. Мероприятие призвано стать эффективой дискуссионной площадкой для выработки совместных решений по эффективному развитию судоходства и морской логистики по Северному морскому пути, строительству и ремонту арктического флота, модернизации портовой инфраструктуры и кадрового обеспечения. Среди вопросов, включенных в повестку, – лучшие мировые практики для мастер-планов опорных городов АЗРФ.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров