Ученые ААНИИ проведут оценку биопродуктивности вод Северного Ледовитого океана с помощью нового оборудования
На дрейфующую станцию «Северный полюс-41» будет доставлен новый автоанализатор, определяющий биогенные элементы в воде. Гидрохимические исследования, проводимые учеными Арктического и антарктического научно-исследовательского института, с помощью нового оборудования будут соответствовать общепризнанным международным стандартам точности и скорости.
Новый автоанализатор, определяющий в воде соединения минерального азота и органический фосфор, будет доставлен на ледостойкую платформу «Северный полюс» после пуско-наладочных работ в Лаборатории полярных и морских исследований имени О.Ю.Шмидта Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Определения концентрации биогенных элементов в морской воде и льдах позволяют лучше понимать биопродуктивность в Арктике, проще говоря, определять скорость, с которой растут водоросли в арктических водах, отмечают специалисты. Также подобные исследования помогают в изучении распространения водных масс, что позволяет ученым лучше понимать влияния этих процессов на изменение климата в регионе.
«Новый прибор существенно ускорит работу и повысит точность уникальных данных, получаемых сейчас в Северном Ледовитом океане. Так, тренированный оператор вручную может проанализировать 20-30 проб биогенных элементов в день, в то время как автоанализатор выполняет такой объем работы за час и может функционировать круглосуточно. Кроме того, этот прибор сам готовит калибровочные растворы. Всего в Росси таких приборов не более 10, 3 из которых работают в лабораториях нашего института», - рассказал начальник Лаборатории О.Ю.Шмидта Арктического и антарктического научно-исследовательского института Василий Поважный.
Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».
ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
Фото: Елизавета Макурина, ААНИИ