Реализация крупных проектов в полярных регионах в условиях меняющегося климата невозможна без системного подхода и консолидации усилий государственных и частных структур. Об этом эксперты говорили в ходе круглого стола «Росгидромет и партнёрство в Арктике и Антарктике», организованного Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом в рамках VIII Всероссийского объединенного метеорологического и гидрологического съезда. Мероприятие приурочено к 190-летию со дня создания гидрометеорологической службы России.
Освоение Арктической зоны России и активизация навигации на трассе Северного морского пути, являются стратегически значимыми государственными задачами. В последние годы предпринимается много усилий для того, чтобы намеченные цели были достигнуты. Потепление и сокращение количества льда в арктических морях, казалось бы, должно упрощать навигацию, но в условиях климатических трансформаций ледовая обстановка становится более изменчивой и требует оперативного реагирования.
В соответствии с планом, к 2030 году годовой грузопоток по трассе Севморпути необходимо довести до 150 млн тонн, а еще через пять лет – до 220 млн тонн в год. Грузоперевозки по Севморпути за 2023 год составили 36,25 млн тонн, международный транзитный грузопоток превысил 2 млн тонн. Успешная навигация в Арктике во многом зависит от слаженной работы многих организаций, отмечают эксперты.
По данным ФГБУ «ГлавСевморпуть» количество разрешений на плавание по Севморпути год от года растет. В 2024 году было выдано 1 223 допуска, в акватории СМП работают 87 судов, рассказал заместитель генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть» Святослав Степченков.
«Сегодня у нас выстроено плотное взаимодействие с Арктическим институтом, без которого развитие Арктики и решение задач, которые поставил Президент нашей страны, просто невозможно», – отметил Святослав Степченков в ходе дискуссии.
По его словам, специалистами ААНИИ разработаны карты, позволяющие определять ледовые условия по фактическому распределению льда, что существенно повышает качество предоставляемой информации о ледовой обстановке на трассе Северного морского пути и увеличивает возможности для плавания.
Представители крупных бизнес-структур, ответственно относящихся к планированию своей деятельности, считают подобные формы совместной работы жизненно важными при работе в регионах с экстремальными климатическими условиями. Директор департамента инжиниринга и инвестиций ПАО «НОВАТЭК» Дмитрий Заграничный привел пример буксировки технологической линии, которую компания проводила в 2023 году.
«Без своевременной и качественной гидрометинформации, грамотного расчета скорости дрейфа льда, прогнозов начала ледообразования и таяния льдов в акватории Обской губы, реализовать подобную операцию, да и в целом доставлять грузы в Арктике невозможно», – отметил эксперт.
Устойчивое развитие АЗРФ в ближайшие десятилетия в прямом и переносном смысле будет критическим образом определяться тем, как потепление климата отразится на многолетней мерзлоте и насколько заблаговременно мы сможем предвидеть риски, связанные с ее деградацией.
Важнейшей задачей в условиях глобального потепления стал проект по созданию Государственной системы фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты. До конца 2025 года будет введено 140 пунктов наблюдений на всей территории залегания мерзлых грунтов в стране. На текущий момент в семи субъектах Российской Федерации уже работает 65 скважин глубиной 25 метров, оснащённых специальными датчиками и системой накопления и передачи данных.
«Впервые в мировой истории создается государственная система мониторинга мерзлоты, построенная на единых технических и научно-методических принципах. Через год сеть будет полностью развернута, и мы будем получать регулярные данные о состоянии криолитозоны на всех территории ее залегания в России. Информация уже поступает в наш центр мониторинга и обрабатывается. Для передачи данных используются системы спутниковых данных – такая практика в нашей стране реализована впервые», – рассказал директор ААНИИ Александр Макаров.
Реализация новых экономических и инфраструктурных проектов в Арктике требуют наращивания сил и средств для обеспечения комплексной безопасности, отмечают специалисты. МЧС России ведётся активная работа по созданию новых арктических комплексных аварийно-спасательных центров в узловых точках региона и оснащению их необходимыми техническими средствами.
По словам заместителя директора Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России, кандидата военных наук Тимофея Сулимы, распоряжением Правительства РФ выделено финансирование на закупку девяти вертолётов МИ-38 и четырёх вертолётов МИ-8 для авиационно-спасательных подразделений. План развития Севморпути сегодня включает более 60 мероприятий. Реализация всех запланированных инициатив только в области компетенции МЧС России позволит говорить о гарантированном прикрытии силами и средствами как сухопутной территории Арктики, прилегающей к Северному морскому пути, так и самого СМП.
В конце января 2025 года в высоких широтах запланировано проведение крупномасштабных учений «Безопасная Арктика - 2025», где будут отработаны 18 вводных, отражающих наиболее характерные для Арктики природные и техногенные риски. Впервые в истории в условиях реальной обстановки запланированы мероприятия по оказанию помощи персоналу ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» и проведению поисково-спасательной операции в районе дрейфа научно-экспедиционного судна.
«Мы планируем испытывать новые образцы техники, оборудования, экипировки и снаряжения. На практике будут опробованы новые технологии, проверены методики и алгоритмы прогнозирования и предотвращения ЧС в условиях Арктики. В рамках учений также планируется уникальная арктическая экспедиция, которая пройдет на территории Чукотского автономного округа», – сообщил Тимофей Сулима.
Успешным примером партнерства в высоких широтах безусловно признан проект строительства нового зимовочного комплекса Восток в Центральной Антарктиде, реализованный совместными усилиями Росгидромета, ААНИИ и ПАО «НОВАТЭК». Для реализации этого проекта компанией «НОВАТЭК» была сформирована сильная проектная команда, включающая не только специалистов по строительству, но также ученых и полярников Российской антарктической экспедиции.
Важным блоком стала доставка внутрь континента оборудования и техники для строительства новой станции. Была разработана уникальная логистическая операция, включающая доставку морем всего необходимого до прибрежной антарктической станции Прогресс, а затем перевозку грузов на специальном санно-гусеничном транспорте. Для увеличения срока строительных работ на станции Прогресс была создана не имеющая аналогов снежная взлетно-посадочная полоса для тяжелых самолетов типа ИЛ-76 на колесных шасси.
НЗК сможет обеспечить комфортное пребывание и научно-исследовательскую деятельность для 35 сезонных специалистов и до 15 человек в период зимовки. При проектировании объекта большое внимание уделялось безопасности и комфорту полярников, поэтому в комплексе предусмотрено резервирование всех инженерных сетей на случай выхода из строя основных систем жизнеобеспечения станции, рассказал директор Департамента инжиниринга и инвестиций ПАО «НОВАТЭК» Дмитрий Заграничный.
«В пяти современных модулях предусмотрены расширенные комнаты для проживания учёных, хорошая столовая и помещения для отдыха, лаборатории, гараж, мастерская и инженерный блок. В прошлом году под руководством президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина состоялся запуск нового комплекса в промышленную эксплуатацию. В течение этого года нам предстояло завершить все отделочные работы. С этим мы успешно справились. В декабре новый зимовочный комплекс уже в полном объёме примет полярников 70-й Российской антарктической экспедиции», – подчеркнул Дмитрий Заграничный.
По видео связи к мероприятию подключились полярники, зимующие на станции Восток - начальник станции Восток Захар Акулов и начальник строительства компании «Запсибгазпром» Роман Комаров. Они рассказали о готовности станции к началу полноценной работы. В зимний период в районе станции Восток температуры регулярно опускаются ниже -80°С. При этом на самой станции – обычно +23°С. Разброс температур составил более 100°С.
Станция Восток расположена в уникальном месте, где российские ученые ведут исследования палеоклимата планеты. Информация об изменении климата в прошлом дает возможность прогнозировать возможные изменениях у будущем.
В условиях меняющегося климата важно обратить внимание на адаптационные мероприятия, отметил в ходе круглого стола партнер Группы по оказанию услуг в области операционных рисков и устойчивого развития компании Kept Владимир Лукин. По его словам, урон, который несет за собой глобальное потепление, на текущий период оценивается в 5 триллионов рублей в год. В Арктической зоне за последние 20 лет ущерб от климатических изменений, в том числе связанных с таянием мерзлоты, составляет порядка 16 млн долларов в час. К 2050-му году эта сумма может вырасти до 250 млрд. долларов.
«Текущие оценки возможного ущерба требуют не реактивного, а проактивного и системного подхода к планированию и реализации мероприятий, направленных на повышение устойчивости как производственных, так и социальных систем к грядущим изменениям климата. Повышение устойчивости к изменениям и является адаптацией», – подчеркнул эксперт.
Он также обратил внимание, что на адаптационные меры выделяется лишь 10% от необходимых затрат. Если качественно оценивать структуру выделяемого финансирования, то очевидно, что дотации получают не наиболее актуальные проблемы и риски, а те негативные факторы, которые проще измерить.