Потепление в Арктической зоне наблюдается с 1990-х годов. К 2020 году температура воздуха зимой выросла более чем на 4°С, летом – на 2°С. В морях Северного морского пути зимнее повышение составило 6°С, летнее – почти 3°С. Абсолютный максимум температур на трассе Севморпути отмечен зимой 2018 года, а летом в 2020 году, после чего температура понизилась. В 2024 году наметилось повышение температуры, которое по прогнозам ученых Арктического и антарктического научно-исследовательского института может продолжиться до 2027-го года.
Повышение температуры в Арктике развивается под влиянием притока тепла и влаги из более низких широт. На переносы влияют аномалии температуры поверхности океана в низких широтах, где запасается основная часть притока тепла от Солнца. Наибольшее влияние оказывают аномалии температуры в тропической Северной Атлантике. Расчеты ученых ААНИИ, приведенные в журнале «Российские полярные исследования», показывают, что аномальное значение температуры поверхности океана и уровня океана в тропиках может проявиться в осенней температуре воздуха на трассе Севморпути в 2025-2027 годах.
При этом наблюдается климатический парадокс – отсутствии аномалии температуры воздуха в Арктике при аномалии глобальной температуры. Причина связана с происхождением глобальной аномалии температуры 2023 года, продолжившейся в 2024 году. В начале аномалии проявились в температуре поверхности океана в тропиках, превысившей обычные отклонения от средней температуры в 3 раза под влиянием необычно высокой светимости Солнца в эти годы, более чем в 2 раза превышавшей стандартные отклонения от средней светимости. Под влиянием повысившейся температуры поверхности океана сформировалась аномалия температуры воздуха, распространившаяся до умеренных широт. Аномалии температуры поверхности океана в низких широтах проявляются в Арктике через 2-3 года, таким образом, температура воздуха повысится здесь в 2025–2027 годах.
Несмотря на рост температуры морской лед в Арктике сохранится. На акватории арктических морей, по которым проходит трасса Севморпути, площадь, занятая льдом в сентябре, сокращалась с 1996 года вместе с ростом летней температуры воздуха и за десять лет уменьшилась в восемь раз – с 1892 тыс. кв. км до 234 тыс. кв. км. В последующие годы площадь льда колебалась вблизи этого уровня с минимальным значением 26,3 тыс. кв. км в 2020 году. Зимнее уменьшение площади морского ледяного покрова много меньше, чем летом. От максимума в марте 1982 года до минимума в марте 2016 года сокращение составило 9% в Северном Ледовитом океане и около 1% в морях Северного морского пути.
Хотя значительная часть трассы Северного морского пути в течение летнего периода сейчас освобождается ото льдов, особенности дрейфа и перераспределения льдов таковы, что в определенных местах трассы СМП, как правило, у пролива Вилькицкого, в восточной части Восточно-Сибирского моря, в проливе Лонга, в юго-западной части Чукотского моря, весь летний сезон могут сохраняться локальные зоны сплоченного льда. Осенью наблюдается аномально быстрое замерзание акватории арктических морей, и, несмотря на небольшие толщины льда в этот период, судоводители не смогут обойтись без помощи ледоколов.
Прогнозные оценки состояния морского льда с использованием имеющихся методов климатического прогнозирования позволяют заключить, что к 2050 году ледовые условия на трассе Севморпути в период с августа по октябрь будут более легкими, чем в настоящее время. Но даже в самый «легкий» год акватория арктических морей будет освобождаться ото льда только в летний период – с августа по октябрь.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров
Фото: Глеб Загорский, ААНИИ