В Санкт-Петербурге обсудили проблемы Арктики: влияние климатических изменений, готовность инфраструктуры и флота к развитию судоходства, шаги для безопасного, эффективного и экономически оправданного судоходства по трассе Северного морского пути.
На одной площадке ведущих представителей федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и науки, специализирующихся на работе в полярных широтах, объединила научно-деловая конференция POLAR. В 2023 году главной темой мероприятия стала «Адаптация к климатическим изменениям в Арктике».
Программа председательства России в Арктическом Совете выполнена в полном объеме. Об этом на конференции заявил посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.
«Несмотря на все сложности текущего геополитического момента и отношений между арктическими государствами, России удалось сохранить формат и добиться от партнеров подтверждения того, что они остаются приверженными работе по международному взаимодействию в высоких широтах. Программа председательства России в Арктическом Совете выполнена в полном объеме», - подчеркнул он, назвав среди наиболее значимых итогов запуск работы над стратегическим планом Арктического совета, который был принят в мае в Рейкьявике, повышение эффективности взаимодействия Арктического Совета с Арктическим экономическим советом, а также инициативы России в поддержку коренных народов.
Один из ключевых вызовов - адаптация к климатическим изменениям. По словам посла по особым поручениям МИД России Николая Корчунова, долгосрочные проекты в Арктике учитывают климатические изменения. “Те инициативы, которые запланированы на ближайшее время, учитывают климатические изменения. Определенные риски существуют в отношении тех, которые были реализованы в прошлом. Сейчас для этого предпринимаются меры и по линии регионов, промышленных предприятий и научных организаций”, - сказал Николай Корчунов. Он пояснил, что речь идет о системах мониторинга вечной мерзлоты на базе Росгидромета, инициативах «Норникеля», «Росатома» и других корпораций.
“Меняются вызовы и условия, но мы должны не только оперативно реагировать на запросы, а даже опережать их”, - отметил Директор института Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Александр Макаров.
Александр Макаров привел в пример запущенную в мае этого года масштабную национальную систему мониторинга за многолетними мерзлыми породами, создаваемую в России. Аналогов проекту нет в мире. “Инфраструктурные, гражданские и промышленные объекты в российской Арктике находятся в зоне риска из-за деградации мерзлоты, возникающей в связи с изменением климата. Зона, которая требует постоянного мониторинга занимает 2/3 территории страны. Именно поэтому на базе Росгидромета мы разворачиваем сеть пунктов наблюдения. Всего будет создано 140 станций, производящих непрерывные автоматические измерения температуры мерзлоты на разных глубинах”, - рассказал Александр Макаров.
Начальник управления ФГБУ «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей̆ среды» Роман Ершов напомнил, что в настоящее время разработана концепция обновления инфраструктуры Росгидромета. Одно из приоритетных направлений - создание комфортных условий для работы человека в Арктике.
“Инфраструктурная сеть Росгидромета нуждается в модернизации и переходе на более современные технологии. Я рассчитываю, что это направление будет продолжаться из года в год. Что касается горизонтов планирования, то это более пяти лет. В меньшие сроки не уложиться”, - пояснил он, уточнив, что начата работа была в 2019 году.
Советник генерального директора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий обратил внимание на необходимость наращивания ледокольного флота. По его словам, в настоящее время на 7 ледоколов приходится 600 проводок судов.
“Флот не справляется с существующей нагрузкой и будет расширяться: заложено 5 атомных ледоколов. Пополнение необходимо для того, чтобы выполнить планы по увеличению объемов грузоперевозок по Северному морскому пути. В 2022 по СМП было перевезено 34 млн тонн грузов, по итогам 2023 года этот показатель вырастет до 36 млн тонн, в 2024 году - до 90 млн тонн, в 2030 году - до 120-150 млн тонн”, - рассказал Андрей Теницкий.
Начальник управления ФГБУ «Северное управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей̆ среды» Роман Ершов уверен, что для эффективного развития проектов в Арктике предстоит наращивать суверенитет российских производств и организаций, занимающихся освоением Арктики.
“Одним из рисков и вызовов для корпораций и организаций, участвующих в освоении Арктики, является преодоление зависимости от импортных производителей и воспитание суверенитета от иностранных компаний. В целом процесс сейчас активно идет и развивается. И этот вектор должен быть продолжен”, - считает Роман Ершов.
Для повышения независимости от других стран необходима единая цифровая платформа с единой системой данных. Это, в первую очередь, позволит повысить безопасность и надежность судоходства по Северному морскому пути.
“У нас затруднен доступ к данным, передаваемых европейскими и американскими спутниками. Мы становимся отчасти «глухими», «слепыми». Как судам ходить, как обеспечить коммерческую скорость, безопасность? Поэтому мы хотим сделать большую цифровую платформу, которая будет предоставлять эти данные, обеспечивать безопасность судоходства”, - отметил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной̆ энергии «Росатом» Максим Кулинко.
Завершится формирование системы на Севморпути может уже к концу следующего - началу 2025 года. Предполагается, что она будет состоять из блоков: безопасность мореплавания; управление судоходством; навигационно-гидрографическое обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка; аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП; управление инфраструктурой СМП; информационное обеспечение грузоперевозок; маркетплейс сервисов в акватории СМП; экологический мониторинг акватории СМП.
Параллельно прорабатывается возможность использования беспилотных летательных аппаратов, которые будут на себе носить камеры и радиолокаторы, взлетать с теплоходов, обеспечивать ледовую разведку.
По словам генерального директора ФГУП "Гидрографическое Предприятие" Александра Бенгерта, все, что касается вопросов безопасности мореплавания, зависит от средств навигационной обстановки, от качества промеров, поиска правильных и безопасных маршрутов. По оценкам ФГУП, не менее 2 млн км в Арктике являются не исследованными с должной степенью точности. Возможности Гидрографического предприятия позволяют исследовать 50-60 тыс. км в год.
“Наша цель выйти на 100 тыс. км в год. Причем исследования потребуется повторять с какой-то периодичностью. Отмечу, что наша работа — это не только промеры, это и внедрение современных систем точности определения, так называемых контрольно корректирующих станций, современных систем средств навигационного оборудования. Данный флот позволит нам выполнить задачи по гидрографическим работам, запланированные до 2035 года”, - пояснил директор Гидрографического предприятия Александр Бенгерт.
«Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) проводит модернизацию прогностической системы «Север», которая будет выполнять задачи для организации круглогодичной навигации по Северному морскому пути (СМП) в восточном направлении», - сообщил директор института Александр Макаров. По его словам, модернизация системы необходима как для решения новых задач, так и в связи с изменением техники и технологий, используемых в Арктике.
Обширные планы на арктический регион требуют развития инфраструктуры Северного морского пути. До 2030 года в инфраструктура СМП будет вложено 1,4 трлн рублей. Об этом заявил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации по атомной̆ энергии «Росатом» Максим Кулинко. По его словам, распределение бюджетных и частных источников финансирования составит 40% и 60% соответственно.
Инфраструктура для обеспечения растущих объемов грузоперевозок по Северному морскому пути будет создана, уверен он.
“Мы действуем планово. У нас весь набор мероприятий и вложений спланирован под прогнозируемые объемы перевозок. И он будет выполнен”, - заявил Максим Кулинко.
Он добавил, что, развитие инфраструктуры связано не только с заявленными инвестиционными проектами, но и с теми объектами, которые были созданы ранее и важны для регионов. Комментируя стоимость Маским Кулинко отметил, что дороговизна инфраструктуры обусловлена необходимостью применять современные технологии, чтобы отвечать актуальным потребностям. Но если пересчитать в долгосрочной перспективе, то становится ясно, что эти вложения окупятся.
По мнению руководителя проекта АО «ОСК» Дмитрия Клешнева, при создании инфраструктуры Северного морского пути нужно максимально использовать существующие объекты.
“Реализация проектов в Арктике является дорогостоящий и носит цикличный характер. Наш подход - создавать объекты с использованием существующих мощностей, используя готовые предприятия”, - сказал он.
Государство и бизнес должны совместно развивать инфраструктуру, пришли к единому мнению участники POLAR 2023. Решить поставленные задачи по развитию инфраструктуры Северного морского пути невозможно решить без консолидации усилий государства и бизнеса. По мнению Александра Бенгерта, ключевая роль государства - создание необходимых условий, а бизнес должен брать на себя ответственность за сроки реализации проектов с его стороны.
Говоря об арктических ресурсах, председатель правления ПОРА Николай Доронин, подчеркнул:
«Это стратегический резерв не только для нашего поколения, не только для поколения наших детей, но и для следующих поколений. Те запасы, которые сейчас разведаны и, по экспертной оценке, находятся в арктической зоне, позволяют делать выводы об устойчивом развитии».
Конференция POLAR 2023 состоялась в Санкт-Петербурге 24 мая и собрала свыше 500 участников. Главной темой в этом году мероприятия стала «Адаптация к климатическим изменениям в Арктике». Организатором мероприятия выступил Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).