ПМЭФ 2025: «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории»
Делегация Арктического и антарктического научно-исследовательского института приняла участие в Петербургском международном экономическом форуме. Директор ААНИИ Александр Макаров в ходе сессии «Морской путь по северному побережью Руси: 500 лет истории» рассказал о развитии ледовой обстановки в Арктических морях с перспективой на ближайшие несколько десятилетий. На площадке форума также состоялось несколько встреч с представителями российских и зарубежных компаний, заинтересованных в получении гидрометеорологической информации для организации перевозок по трассе Северного морского пути.
Развитие навигации в арктических морях остается стратегической национальной задачей, реализация которой предполагает комплексное развитие северных территорий Российской Арктики. Реализация этого проекта предполагает создание современной инфраструктуры и промышленных мощностей для добычи полезных ископаемых и их эффективной транспортировки по стране.
Значительная часть акватории СМП в течение летнего периода сейчас освобождается ото льдов, что способствует свободной навигации. Однако особенности дрейфа и перераспределения льдов таковы, что в определенных местах трассы СМП, как правило, у пролива Вилькицкого, в восточной части Восточно-Сибирского моря и в проливе Лонга в юго-западной части Чукотского моря, весь летний период могут сохраняться локальные зоны сплоченного льда, создавая помеху свободной навигации по СМП. В зимний период, по данным ученых Арктического и антарктического научно-исследовательского института, льды будут оставаться.
Анализ ледовых условий показывает, что за последние десять лет полное очищение всей акватории СМП наблюдалось только в одном случае – в 2020-году, рассказал Александр Макаров. Подобные ситуации наблюдаются с конца 90-х годов прошлого века с регулярностью примерно раз в 10 лет. В остальных случаях на отдельных локальных участках акватории СМП сохранялись сложные ледовые условия, и эта тенденция устойчиво сохраняется.
По словам ученого, несмотря на наблюдаемое потепление, арктический лед сохраняется и, согласно прогнозам, его уровень останется относительно стабильным на протяжении следующих 50 лет. При этом примерно раз в 10 лет возможны «безледные» летние периоды.
«Лед в Арктике есть и в зимний период точно будет оставаться. В летний период площадь ледового покрова на Северном морском пути действительно становится меньше, зато ледовый покров формируется в два раза быстрее, чем раньше. Если мы стремимся к круглогодичной навигации, то без строительства новых ледоколов не обойтись», – подчеркнул Александр Макаров.
Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов в ходе выступления обратил внимание присутствующих на стремительный рост грузопотока по СМП.
«Объем грузопотока по Северному морскому пути за последние 10 лет постоянно растет. В 2014 году грузоперевозки по Северному пути составляли чуть менее четырех миллионов тонн. В прошлом году было достигнуто рекордное значение – 37,9 миллиона тонн, то есть фактически за 10 лет объем возрос в 10 раз», – отметил представитель Госкорпорации «Росатом».
По его словам, Северный морской путь позволяет настроить более эффективные цепочки поставок и стать новым стимулом для освоения северных территорий. Развитие стратегически важного трансарктического коридора требует комплексного подхода государства, бизнеса и науки.
«Чтобы удерживать скорость освоения Арктики, нам нужна координация: министерств, ведомств, инвесторов, судоходных компаний, судостроителей и так далее. Такой координации возможно добиться, только имея один комплексный, долгосрочный документ или программу развития. Именно такую задачу поставил президент Владимир Путин на Международном Арктическом форуме. Такой документ развития должен быть похож на национальный проект, однако сроки его реализации должны быть намного дальше, чем 2030 год. Скорее 2050 год и далее», – подчеркнул Владимир Панов.
Позицию представителя ГК «Росатом» поддержал губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Он отметил, что что Северный морской путь – это не только транспортная артерия, но и гарант национальной безопасности, а также фундамент экономической стабильности как в настоящем, так и в будущем:
«Сегодня развитие Арктики и Северного морского пути – национальный приоритет. Это как в советское время освоение космоса. Потому что, с одной стороны, Россия сильна «северами». Помимо национальной идентичности это еще и вопрос безопасности нашей страны. И Северный морской путь мы развивать будем. Развитие всей Арктической зоны с учетом запасов углеводородов, других минеральных ресурсов, редкоземельных металлов и другого сырья, которые здесь находятся, – вопрос и текущей экономики, и экономики будущего. Тот, кто будет осваивать, перерабатывать ресурсы, которые находятся в Арктике, будет в значительной степени управлять всей мировой экономикой. Это вопрос жизни будущих поколений нашей страны и вообще развития мировой экономики. Поэтому сегодня президент отдельное внимание обращает на Арктику и дает новый толчок ее развитию», – сказал Андрей Чибис.
Несмотря на серьёзное падение грузооборота в 2023 году из-за санкционного давления и изменения внешнеэкономических условий, архангельский порт уже в 2024 году продемонстрировал устойчивый рост, рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Морские перевозки увеличились в 1,3 раза, экспортно-импортные грузы – почти втрое по сравнению с предыдущими двумя годами, а за первые четыре месяца текущего года рост грузооборота составил 8,3% при общем снижении этого показателя по арктическому бассейну на 7,8.
Показатели контейнерных перевозок через порт Архангельск также продемонстрировали рекордный рост: 230 тысяч тонн, или около 16 тысяч контейнеров, – почти в 30 раз больше уровня 2017 года%, привел данные Глава Поморья. Ключевым фактором стал запущенный в 2023 году в сотрудничестве с Российским экспортным центром проект «Арктический экспресс №1» с мультимодальными поставками грузов в Китай. В 2024 году выполнено 10 рейсов.
«Эти цифры показывают: мы можем фактологически подтвердить, что не стоим на месте и не занимаемся распространением лозунгов. Мы демонстрируем, что этот транспортный маршрут по-настоящему наполняется жизнью и товарооборотом», – заявил он.
Для развития Севморпути также необходимо строительство новых ледоколов и организация эффективной логистической системы для транспортировки товаров по морскому пути, сказал Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов.
«Решение вопроса логистики, то есть появление морского коридора, который позволяет вывозить соответствующий продукт по определенной цене, делает проект эффективным», – подчеркнул Владислав Кузнецов.
Реализация заявленных планов по развитию Арктической зоны невозможна без сильного кадрового резерва, молодых специалистов, готовых взять на себя решение всех поставленных задач.
«Чтобы развивалась Арктика, развивалось северное морское сообщение, мы привлекаем уже школьников, организуя рейсы на ледоколах. В таких формах, как «ледокол знания», это международные рейсы, где школьники 14-17 лет доходят до Северного полюса; это победители по таким номинациям, как исследователи, изобретатели, инноваторы. И именно эти молодые люди в ближайшем будущем станут специалистами, поскольку у нас в Росатоме уже разработана соответствующая стратегия до 2035 года, 2045 года – это те профессионалы, которые завтра возглавят госкорпорацию Росатом и определят дальнейший курс ее развития», – сказал советник заместителя генерального директора по персоналу по патриотическому воспитанию ГК «Росатом» Павел Якушев.
В мероприятии также приняли участие руководители ведущих российских и международных компаний-грузоотправителей.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) – уникальное событие в мире экономики и бизнеса. ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации. За прошедшие годы Форум стал ведущей мировой площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, стоящих перед Россией, развивающимися рынками и миром в целом. В 2025 году форум посетили более 24 200 участников и представителей СМИ из 144 стран и территорий, включая Россию. По итогам работы Форума было подписано 1084 соглашения на общую сумму 6 трлн 480 млрд 869 млн рублей.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров