Новости института

Петербургские ученые реконструировали древние средства передвижения в Арктике

17 февраля 2025Новости института

Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института и Института истории материальной культуры РАН провели детальное изучение коллекции артефактов Жоховской стоянки на одном из островов архипелага Де Лонга в Восточно-Сибирском море. Фрагменты нарт и другие находки, обнаруженные исследователями в многолетней мерзлоте острова Жохова, показали, что уже в раннем голоцене - около 9 000 лет назад, древний человек освоил удаленные территории высокоширотной Арктики. На основе найденных артефактов ученые провели реконструкцию транспортных средств древних жителей Заполярья.

Жоховская коллекция артефактов из дерева насчитывает более 100 находок, связанных с конструкцией нарт. По мнению ученых, эти предметы сделаны преимущественно из лиственницы (плотная древесина с тонкими волокнами) и березы (разновидности древесины с более крупными волокнами). Ученые тщательно изучили морфологические и морфометрические характеристики обломков и целых деталей, что позволило им восстановить размеры и конструктивные особенности транспортных средств.
На этой основе были реконструированы два типа узких двухполозных саней – нарт, которыми пользовались древние жители Заполярья. Оказалось, что жоховские охотники использовали небольшие лёгкие нарты (возможно, ручные, буксируемые охотником и/или собакой) и относительно крупные «грузовые», буксируемые собачьей упряжкой.

Исследование показало, что изготовление нарт является частью транспортной технологии –  важнейшей инновации каменного века на рубеже плейстоцена и голоцена.
 
Ученые объясняют, что около 15 000 лет назад процесс доместикации волка завершился появлением собаки, которая на тысячелетия стала надежным спутником человека. Около 9 000 лет назад уже была сформирована ездовая порода собак и изобретена конструкция нарт, оптимальная для перемещения в существовавших условиях природной среды того времени. Таким образом, уже в раннем голоцене в Восточной Сибири произошло становление наземной транспортной технологии в форме ездового собаководства.

Использование транспортных средств в виде нарт и собачьих упряжек имело революционное значение для развития культуры народов Севера, обеспечивало высокую степень подвижности населения и логистическую связанность территорий.

Жоховская стоянка (76°06’ с. ш., 152°42’ в. д.) является одним из наиболее северных археологических памятников мира. Благодаря многолетнемерзлым условиям ее археологический контекст отличается редкой полнотой и качеством. Материалы Жоховской стоянки имеют возраст около 9000 л. н. и представляют собой древнейший след расселения человека в высокоширотной Арктике в раннем голоцене.

Голоцен – это послеледниковая эпоха, начало которой связано с окончанием последнего материкового оледенения Европы, завершившегося около 10 тыс. лет назад. Это своего рода межледниковый период, характеризующийся заметно более теплым и влажным климатом по сравнению с предыдущей ледниковой эпохой. В течение голоцена суша и морские акватории приняли современные очертания, сложились современные географические зоны, происходило активное преобразование рельефа земной поверхности, сформировались пойменные террасы и торфяники. Климат на Земле стал более стабильным и тёплым, что позволило людям начать заниматься земледелием и скотоводством. В этот период люди стали строить первые постоянные поселения, развивать культуру и технологии.

Исследование выполнено за счет гранта Российского Научного Фонда, проект № 24-68-00031 «Первые в Арктике: комплексный анализ среды обитания древнего человека и его культуры в контексте палеогеографических изменений плейстоцена и голоцена арктической Восточной Сибири», https://rscf.ru/project/24-68-00031 . Funding information: Research is supported by the Russian Science Foundation project No. 24-68-00031 «The First in the Arctic: a comprehensive analysis of ancient human habitat and culture in the context of Pleistocene and Holocene paleogeographic changes in Arctic East Siberia», https://rscf.ru/project/24-68-00031.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров

Фото: Елена Павлова, ААНИИ, Владимир Питулько, ИИМК