Новости института

Первый сверхдальний авиаперелет из Москвы в Антарктиду

18 марта 2025Новости института

Сорок пять лет назад впервые совершен сверхдальний перелет самолета Ил-18Д по маршруту Москва – Антарктида – Москва. Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института сыграли ключевую роль в создании инфраструктуры, которая позволила осуществить легендарный полет и наладить прямое авиасообщение с шестым континентом.

Во второй половине XX века перед нашей страной встала задача использовать самолёты в новой сфере – требовалось наладить прямое сообщение между Москвой и Антарктидой. Это стало необходимым для доставки полярников и ученых в Антарктику, к месту их работы, а также для транспортировки необходимых грузов.

Полярный исследователь Евгений Толстиков в своей книге «На полюсах Антарктиды» пишет: «До настоящего времени они (полярники) доставляются и вывозятся кораблями, на что уходит 60-80 дней, самых хороших для работы летних дней. Ученые теряют непроизводительно много времени». 

В 1963 году на склонах горы Вечерняя в 12 км от станции Молодежная, ученые Арктического и Антарктического научно-исследовательского института начали строительство аэродрома для приема тяжелых самолетов «Ильюшина». Специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института приступили к разработке новой снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы, которая по своим характеристикам не уступала аэродромам на материке.  Полосу часто называли слоеный пирог, так как строители слой за слоем с помощью специальных дорожных машин оплавляли снег и тут же его укатывали.

В 1980 году была уникальная взлетно-посадочная полоса была введена в эксплуатацию и смогла принять самолет ИЛ–18Д, совершавший свой сверхдальний перелет Москва-Антарктида. Это позволило в дальнейшем развивать данный маршрут и принимать более тяжелые колесные самолеты.

Сверхдальний перелет ИЛ–18Д был совершен через Азию и Африку по новому кратчайшему маршруту, который получил название – «центральный». Перелет из  Москвы в Антарктиду занял всего три дня и 27 летных часов. Для сравнения, в 1961 году аналогичный полет длился 10 дней. 

До 1980 года сверхдальние полеты не проводились уже как 12 лет. Перелет ИЛ–18Д возобновил эту практику, создав авиационный «мост» между нашей Родиной и Антарктидой. Это событие положило начало регулярным прямым рейсам из СССР на шестой континент.  

Сегодня специалисты Российской антарктической экспедиции принимают на аэродромы станций Новолазаревская и Прогресс десятки трансконтинентальных полетов тяжелых ИЛ-76Д и других самолетов, в том числе по международной программе ДРОМЛАН. 

Международная корпоративная авиационная программа ДРОМЛАН (Dromlan, Dronning Maud Land Air Network — «Авиационная сеть Земли Королевы Мод»)  создана с целью снижения логистических затрат при осуществлении грузопассажирских авиаперевозок из Кейптауна в Антарктиду. Подготовку и функционирование посадочной площадки, работы по приему и посадке международных авиарейсов обеспечивает Российская антарктическая экспедиция на базе авиационного центра станции Новолазаревская. В настоящее время в программе участвуют 12 стран – Россия, Бельгия, Финляндия, Германия, Индия, Япония, Нидерланды, Норвегия, ЮАР, Швеция, Великобритания и с этого года Белоруссия.

Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) – непрерывно работающая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Антарктике. В РАЭ участвуют зимовщики и сезонные отряды, работающие антарктическим летом. В Антарктиде сотрудники института постоянно ведут мониторинг изменений природной среды на 5 круглогодичных станциях: Новолазаревская, Беллинсгаузен, Мирный, Прогресс и Восток. В летний период выполняют работы на сезонных полевых базах Молодёжная, Дружная-4, Оазис Бангера, Русская и Ленинградская.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров

Фото: «Русская Антарктика. История в иллюстрациях», из фонда РГМАА