НЭС «Академик Трешников» доставит смену полярников на дрейфующую станцию «Северный полю-42»
Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» готовится отправиться к дрейфующей станции «Северный полюс-42», находящейся примерно в 400 километрах от географического Северного полюса в точке с координатами 86° с. ш., 130° з. д. Задача экспедиции — доставка обеспечения, научного оборудования и смена полярников. Рейс продлится около двух месяцев, за которые судно преодолеет около 9 000 километров преимущественно по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Организатором выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
Экспедиция стартует в середине августа из порта Мурманска. Ротация будет выполняться по комбинированной схеме, с привлечением вертолетов. Кроме снабжения станции и ротации экспедиционного состава и экипажа судна, планом предусмотрена передислокация НЭС «Северный полюс» и повторное развёртывание ледового лагеря. Подобная операция проводилась в августе 2023 года, в период работы дрейфующей станции «Северный полюс-41».
Руководство экспедицией доверено заместителю начальника высокоширотной арктической экспедиции Кириллу Фильчуку — опытному полярнику, в течение 20 месяцев успешно управлявшему работой дрейфующей станции СП-41. Именно эта экспедиция стала первым проектом нового формата, реализованным при поддержке уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный плюс».
По маршруту следования НЭС «Академик Трёшников» дополнительно посетит остров Большевик архипелага Северная Земля – на научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова» будут доставлены снабжение и смена научного состава.
«Прошло десять месяцев с момента старта дрейфа – это примерно половина полного цикла экспедиции. За этот период станция преодолела 2 600 километров. С начала марта станция продвигалось преимущественно на северо-восток в районе северной периферии поднятия Менделеева. В первых числах апреля СП-42 пересекла 85-й градус северной широты и затем вошла в Западное полушарие. В научном плане траектория дрейфа очень интересна, ученые оказались в районах, в которые крайне редко попадали наши экспедиции. Это представляет огромный научный интерес и ценность. Однако местоположение станции серьезно осложняет для нас логистику и транспортные операции», - рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Регулярное обеспечение дрейфующих экспедиций – залог успеха программы комплексных научных исследований в центральной части Арктики. Своевременна ротация полярников, доставка снабжения и научного оборудования – это необходимые условия эффективной работы долгосрочных экспедиций. В настоящее время специалистами ААНИИ прорабатывает возможность развития транспортно-логистической схемы снабжения экспедиций «Северный полюс» с опорой на авиационную поддержку и взлетно-посадочную площадку на НИС «Ледовая база Мыс Баранова».
«Для логистической поддержки дрейфующих станций планируется создание в приполюсном районе сезонной ледовой базы, позволяющей упростить авиасообщение с ледостойкой платформой «Северный полюс». Площадка будет функционировать на протяжении нескольких месяцев, станет одновременно топливным терминалом и дополнительной научно-исследовательской платформой для проведения синхронных экспериментов во взаимодействии с научными группами на ЛСП. Проект будет запущен весной 2026 года силами Арктического и антарктического научно-исследовательского института», - сказал Александр Макаров.
Напомним, дрейфующая экспедиция «Северный полюс-42» начала свою работу 30 сентября 2024 года. Экспедиция дрейфует при поддержке уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс». На борту судна работает 32 ученых и 16 человек экипажа. Организатором экспедиции выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
Исследования дрейфующей станции «Северный полюс-42» проводятся по семи научным направлениям: атмосфера, морской лед, океанография, геохимия (химический анализ проб вод, льда, донных осадков и атмосферы), гидробиология (изучение флоры и фауны), геология морского дна и геофизика (изучение ионосферы). Восьмое направление – прикладные исследование прочностных характеристик ледостойкой платформы в условиях переменных нагрузок, создаваемых льдом.
Экспедиция «Северный полюс-42» (СП-42) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. С 2022 года программа дрейфующих арктических станций возобновлена на технологически новом уровне – при поддержке уникального научно-экспедиционного судна «Северный полюс».
НЭС «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно, ледостойкая платформа (ЛСП), обладающая функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики судна: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.
Фото: ААНИИ