Новости института

НЭС «Академик Трёшников» совершило самый высокоширотный рейс в своей истории

30 сентября 2025Новости института

Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» завершило экспедицию в Арктику, успешно выполнив задачи по смене полярников, доставке снабжения и передислокации уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс» на расстояние 430 километров из Западного в Восточное. Впервые в истории дрейфующих экспедиций специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института переместили станцию на такое значительное расстояние и изменили направление её движения в Северном Ледовитом океане.

За 40 суток в экспедиции НЭС «Академик Трёшников» преодолело около 14 500 километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана и достигло рекордной точки — 87°52'' с. ш. Судно доставило полярников, около года работавших на дрейфующей научной станции «Северный полюс» в высоких широтах Северного Ледовитого океана и на научно-исследовательском стационаре «Ледовая база Мыс Баранова», в порт Мурманска. 

На первом этапе экспедиции судно посетило Мыс Баранова на архипелаге Северная Земля, куда были доставлены необходимые для зимовки грузы и смена полярников. Затем НЭС направилось в одно из наиболее труднодоступных мест в Арктике – в Западное полушарие к месту дрейфа станции «Северный полюс-42».

НЭС «Северный полюс» и НЭС «Академик Трешников» встретились в точке с координатами 87°16'' с.ш., 144°15'' з.д. в 300 километрах от географического Северного полюса. На станцию прибыла смена научного состава и экипаж ледостойкой платформы, около 50 тонн грузов – свежие продукты, топливо, научное оборудование и посылки из дома. 

Затем НЭС «Академик Трешников» взяло НЭС «Северный полюс» под проводку через тяжелые льды и помогло перебазировать его к новому ледовому полю в 430 километрах от прежнего. Для выбора новой льдины проводилась воздушная разведка на вертолете МИ-8 МТВ авиакомпании «КрасАвиа».

«Экспедиционное судно «Академик Трешников» впервые поднялось настолько высоко – почти до 88 градуса северной широты. Во многом это заслуга ледовых экспертов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, сумевших грамотно и безопасно выстроить маршрут сначала к дрейфующей станции, а затем к новому ледовому полю. Заметную роль в этом рейсе сыграла полярная авиация. Пилоты авиакомпании «КрасАвиа» прибыли на станцию не на судне, как это обычно бывает, а прилетели в необходимый момент, чтобы помочь нашим полярникам. Успех проведенной операции стал результатом профессиональной командной работы ученых, полярников, судового экипажа и полярных летчиков», - рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского институт Александр Макаров.

Научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» построено в 2012 году на АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Судно имеет ледовый класса Arc7 и обеспечивает доставку грузов и полярников на станции в Арктике и Антарктике. Вместимость - до 60 человек экипажа и 80 членов экспедиции. На борту оборудованы 10 стационарных лабораторий: океанологические «мокрая» и «сухая», океанографическая с морозильной камерой, гидрохимическая, экологическая, гидроакустическая, метео-синоптическая, лаборатория приёма спутниковой гидрометеорологической информации, центральная компьютерная и лаборатория ледовых нагрузок. А также четыре мобильные контейнерные лаборатории: для океанологических, ледовых, геофизических биологических и исследований атмосферы. Вертолётный комплекс способен принимать и обслуживать вертолёты типа Ка-32. Две вертолётные площадки позволяют выполнять грузовые работы как с кормы, так и с бака судна. Для осмотра подводной части судна оборудована водолазная станция. Судно названо в честь профессора Алексея Фёдоровича Трёшникова, океанолога, доктора географических наук, начальника дрейфующей станции «Северный полюс-3», Героя Социалистического Труда, академика АН СССР, президента Географического общества и директора ААНИИ.

Экспедиция «Северный полюс-42» (СП-42) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. С 2022 года программа дрейфующих арктических станций возобновлена на технологически новом уровне – при поддержке уникального научно-экспедиционного судна «Северный полюс», способного проходить к месту начала работы дрейфующей экспедиции без привлечения ледокола, проводить широкий спектр научных исследований, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечивает полярникам комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики судна: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров

Фото: Александр Тетерин, архив ААНИИ