Началось строительство научно-экспедиционного судна «Иван Фролов»
Сегодня, 29 октября 2024 года на Адмиралтейских верфях состоялась торжественная церемония закладки нового научно-экспедиционного судна «Иван Фролов». В 2028 году судно войдет в состав флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института и станет новым флагманом российской полярной науки. На борту судна увековечено имя Ивана Фролова - известного ученого и полярника, многие годы возглавлявшего ААНИИ.
В церемонии закладки судна приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Патрушев, министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров и врио генерального директора АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Быстров.
«После ввода в эксплуатацию судно станет флагманом флота Росгидромета, – отметил Патрушев. – На его борту разместится мощный научный комплекс, который позволит проводить исследования даже в самых суровых условиях, в том числе исследования дна океана, атмосферы и космоса. И в целом этот многоцелевой проект обеспечит бесперебойную работу полярных станций Росгидромета. Отмечу, что изучение Арктики и Антарктики является одним из ключевых направлений деятельности Федеральной службы. Ежегодно уже проводится более 20-ти экспедиций. Они позволяют отслеживать климатические изменения, собирать данные для развития навигации Северного морского пути и уточнения границы континентального шельфа России. Появление нового судна «Иван Фролов», безусловно, усилит наши позиции в полярных регионах».
Александр Козлов напомнил, как во время одного из визитов на предприятие премьер-министр РФ Михаил Мишустин поддержал строительство нового научно-экспедиционного судна.
«Уверен, что все будет достойно – Адмиралтейские верфи не раз доказывали свои профессионализм и пунктуальность. Поэтому скоро новый флагман нашей полярной науки будет готов», – подчеркнул министр.
Александр Беглов отметил, что именно благодаря Адмиралтейским верфям Санкт-Петербург стал колыбелью российского флота, городом-верфью. «Сегодня мы закладываем крупнейшее исследовательское судно в мире, новый флагман нашего полярного флота. Это большое и знаменательное событие для всех российских ученых-полярников. Президент России Владимир Путин подчеркнул, что освоение Арктики – неоспоримый приоритет для России. Санкт Петербург – ключевой центр, где решается эта задача», – заявил Александр Беглов.
По словам Александра Макарова, НЭС «Иван Фролов» будет выполнять весь спектр научных задач в интересах Российской Федерации в Арктике и Антарктике, начиная от обеспечения полярных станций, в первую очередь антарктических, до проведения самых сложных и современных научных исследований.
«Судно будет оснащено модульными лабораториями, которые очень быстро адаптируются под актуальные научные задачи. Эта технология с успехом отработана при создании ледостойкой платформе «Северный полюс», и она получит своё развитие на НЭС «Иван Фролов», - подчеркнул Александр Макаров.
Врио генерального директора Адмиралтейских верфей Андрей Быстров напомнил, что новое научно-экспедиционное судно является уже третьим заказом, которое будет построено на предприятии для Росгидромета за последние пятнадцать лет: «НЭС «Академик Трешников» и ледостойкая платформа «Северный полюс» достойно выполняют свои задачи в северных широтах. Я абсолютно убежден, что адмиралтейцы в очередной раз выдержат все взятые перед заказчиком обязательства, и в положенное время мы спустим на воду, а потом поднимем флаг на судне «Иван Фролов».
НЭС «Иван Фролов» предназначено для выполнения антарктической программы Российской Федерации и будет находиться в эксплуатации у Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Планируется, что в 2028 году НЭС «Иван Фролов» заменит флагман полярного флота научно-исследовательское судно «Академик Федоров» и будет оставаться в строю не менее 30 лет.
Судно будет соответствовать классу Arc7 Российского морского регистра судоходства. Его длина составит почти 165 метров, водоизмещение – около 25 000 тонн. На борту судна смогут разместиться до 240 человек, включая 70 человек экипажа и до 170 ученых и членов авиаотряда. НЭС позволит высаживать экспедицию на лед или необорудованный берег с двух бортов, а также выполнять погрузку/разгрузку крупногабаритного оборудования массой порядка 50 т на расстояние около 25 м от борта. Также предусмотрен вертолетный комплекс, позволяющий принимать и обслуживать до двух вертолетов типов Ка-32, Ми-8 и Ми-38. На борту может быть обустроено до 20 научных лабораторий.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) — непрерывно работающая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Антарктике. В РАЭ участвуют зимовщики и сезонные отряды, работающие антарктическим летом. В Антарктиде сотрудники института постоянно ведут мониторинг изменений природной среды на 5 круглогодичных станциях: Новолазаревская, Беллинсгаузен, Мирный, Прогресс и Восток. В летний период выполняют работы на сезонных полевых базах Молодёжная, Дружная-4, Оазис Бангера, Русская и Ленинградская.