Новости института

На дрейфующую станцию «Северный полюс-41» доставили посылки, новогодние подарки и поздравления

12 января 2024Новости института

В Северном Ледовитом океане успешно проведена операция по доставке снабжения и смены полярников к дрейфующей стации «Северный полюс-41», организованной на базе ледостойкой платформы «Северный полюс». Мероприятия выполнены специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института при поддержке научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» и вертолета Ка-32.

Фото

Операция проведена в сложных условиях полярной ночи. По пути к станции НЭС «Академик Трешников» столкнулось со штормом в Баренцево море, затем преодолело зону однолетнего льда  и  легло в дрейф перед кромкой наиболее тяжелых, старых льдов, максимально близко к ледостойкой платформе в районе 82° с.ш. и 43° в.д. Отсюда грузы и люди доставлялись вертолетом, базировавшемся на судне. Экспедиционный  состав пополнили три специалиста: новый руководитель гидрохимической группы, геолог и егерь, отвечающий за безопасность ученых в случае появления в зоне работ белых медведей.

«На станцию доставлены свежие продукты, расходные материалы, оборудование для научных исследований и самое ожидаемое и важное для полярников — посылки из дома, новогодние подарки и письма с поздравлениями от людей со всей страны. Для многих ученых это уже второй Новый год, который они отметили на станции в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Почти полтора года они продолжают масштабные исследования природной среды Арктики», — отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Сейчас в Арктике самое холодное время года, в районе дрейфа температура воздуха опускается до -35°С. Средняя толщина базового ледового поля составляет около 2 метров. Ледовая обстановка в последнее время относительно спокойная: сохраняются отдельные продольные и поперечные трещины на базовом поле, несколько разводий в ближайших окрестностях. За период дрейфа с октября 2022 года экспедиция преодолела около 3 000 километров. От точки старта экспедиция сместилась на 1 300 километров. 

Научно-экспедиционное судно «Академик Трешников», завершив все поставленные задачи в высоких широтах, возвращается в Мурманск. В феврале судно отправится в Антарктиду для обеспечения задач 69-й Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».

НЭС «Северный полюс» (ЛСП) — уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно построено на Адмиралтейских верфях и призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10390 тонн; мощность ЭУ — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.