Новости института

Ледостойкая платформа «Северный полюс» признана одним из главных достижений современной России

23 октября 2023Новости института

Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» Арктического и антарктического научно-исследовательского института вошло в ТОП-100 главных достижений современной России. Соответствующая информация размещена на официальном сайте проекта – Достижения.РФ.

 

Проект «Достижения.РФ» проводится в рамках подготовки к международной выставке-форуму «РОССИЯ», которая откроется в ВДНХ в ноябре. Его цель – продемонстрировать успешные проекты в различных сферах за последние 20 лет. Знаковыми российскими достижениями также признаны навигационная система ГЛОНАСС, первый в мире высокоточный спутник мониторинга Арктики, космодром «Восточный», атомный ледокол «Арктика» и самый мощный локомотив «Ермак», Кольская ВЭС, Крымский мост и крупнейший в мире Русский мост и другие.

 

«Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» заслуженно занимает место в списке главных достижений современной России. В основе этого проекта – славное историческое прошлое советских полярников и успешный результат научно-технической кооперации российских ученых и судостроителей. Реализация этого проекта подтверждает статус страны, как глобального лидера в исследовании и развитии Арктики. Это наш вклад в сохранение уникальной арктической среды для будущих поколений и неотъемлемая часть национальной гордости и научного наследия», - подчеркнул Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

«Северный полюс» – научно-экспедиционное судно специального назначения, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. С его помощью удалось возродить известную во всем мире программу дрейфующих полярных станций «Северный полюс», основанную советскими учеными в 1937 и приостановленную в 2013 году в связи с потеплением климата в Арктике. Главное назначение судна – создавать площадку для проведения широкого спектра научных исследований в Арктике в системе «океан – ледяной покров – атмосфера». Судно обеспечивает комфортные и безопасные условия работы и проживания для 48 членов экипажа и научного персонала и может до двух лет автономно дрейфовать в высокоширотной Арктике. 

Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Адмиралтейских верфей и КБ «Вымпел». Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию. 15 сентября 2022 года в Мурманске был дан старт экспедиции «Северный полюс-41». 2 октября 2022 года из научного лагеря в Северном Ледовитом океане на большую землю была отправлена первая метеосводка. Более года ученые работают на станции, обеспечивая поток важнейших данных о природной среде Арктики, которые уже сейчас используются, в том числе при составлении ежедневных прогнозов погоды и ледовой обстановки на трассе Северного морского пути. 

В настоящее время станция «Северный полюс-41» находится в районе 83°с.ш. 46°в.д. Ожидается, что в ближайшие месяцы экспедиция выйдет из льдов в чистую воду и, выполнив все поставленные перед ней задачи, вернется в Мурманск. Следующая экспедиция – «Северный полюс-42», начнется во втором полугодии 2024 года.

НЭС ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет. 

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт  назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано более 2,5 тысяч экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.