Год назад в Северном Ледовитом океане начала работу российская дрейфующая полярная станция «Северный полюс-41», организованная специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Открытие состоялось 2 октября 2022 года в 7 часов утра по московскому времени в точке с координатами 82°37’ С.Ш. 155°31’ В.Д. В честь этого события был поднят флаг экспедиции «Северный полюс-41». В тот же день ученые развернули первые полевые научные лаборатории и передали со льда на «большую землю» первую метеосводку.
«Впервые дрейфующая станция работает при поддержке уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс». После довольно большого перерыва, за который было сконструировано и построено новое судно, российская наука вернулась в Арктику на принципиально новых технических принципах. Первый рейс в определенном смысле можно считать экспериментальным – мы учимся работать на платформе, познаем ее реальные возможности и потенциал. Но уже на этом этапе совершенно очевидно, что наш замысел полностью себя оправдал», - отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
На протяжении года ученые проводят широкий спектр научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана в системе «океан – ледовый покров – атмосфера».
На станции ежедневно проводятся метеорологические и ледовые наблюдения, температурно-ветровое зондирование атмосферы, гравиметрические наблюдения, регистрация параметров поверхностного слоя забортной воды с использованием лабораторного комплекса непрерывного анализа и отбор проб воды для проведения изотопного анализа – это лишь малая часть всех производимых научных исследований. В общей сложности научная программа экспедиции включает более 50 видов исследований, что существенно больше по сравнению с предшествующими дрейфующими экспедициями. Собраны уникальные образцы данных о природной среде этого уникального региона – пробы донного грунта, водных масс, биогенных элементов, получены данные об изменениях течений, циркуляции атмосферы и другие.
«Основная наша задача – это сбор научного материала. Анализ полученных данных будет проводиться позже. Процесс исследований достаточно трудоёмкий, и не всегда в экспедиции можно найти достаточное количество времени, чтобы интерпретировать данные. Все выводы должны быть серьезно проанализированы и пройти проверку. Объём данных, накопленный в экспедиции за период работы в околополюсном районе, колоссальный», - рассказал начальник экспедиции «Северный полюс-41», руководитель лаборатории океанологии ААНИИ Кирилл Фильчук.
Новое судно полностью оправдало свое предназначение, став для полярников не только эффективной рабочей и научной базой, но и безопасным домом. За многие месяцы дрейфа полярники столкнулись с таянием и разрушением ледового поля. В такие периоды научное оборудование перебазировалось на платформу, а работы проводились с борта судна.
«Ледостойкой платформе «Северный полюс» пришлось длительное время работать в трудных условиях: сильные ветра, метели, значительные отрицательные температуры. За этот период случались подвижки льда и ситуации, когда нужно было сворачивать наблюдения в ледовом лагере, перебазировать людей и оборудование на борт судна. Судно отлично справилось со всеми испытаниями и полностью оправдало своей предназначение, став для нас качественной рабочей площадкой, теплым, уютным и безопасным домом», - рассказал Кирилл Фильчук.
В настоящее время начался финальный этап работы экспедиции «Северный полюс-41». В ходе свободного дрейфа станция уже прошла свыше 3 000 километров, сместившись от Новосибирских островов на северо-запад более чем на 1 200 км, пройдя через приполюсный район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана. Согласно расчетам специалистов ААНИИ, в ближайшие несколько месяцев она выйдет в свободные ото льда воды, после чего НЭС «Северный полюс» с полярниками на борту вернется в Мурманск.
Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» стало третьим по счету судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, ААНИИ, Адмиралтейских верфей и КБ «Вымпел». Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне ААНИИ. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию. 15 сентября 2022 года в Мурманске был дан старт экспедиции «Северный полюс-41».
Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».
НЭС ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.