Для развития навигации на Севморпути необходимы ледоколы и беспилотники
Успешное развитие круглогодичной навигации на трассе Северного морского пути невозможно без ледокольного флота и современного обеспечения, позволяющего получать детальные данные о ледовом покрове арктических морей. В частности, спутников, бортовых измерительных комплексов и беспилотников. Об этом директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров рассказал в ходе сессии «Северный морской путь как основа экономического суверенитета и фактор новой мировой логистики: реализация потенциала магистрали» на Международной конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА 2023».
Изменение климата и уменьшение количества льда в Арктике не упрощает судоходство в морях Северного Ледовитого океана. Напротив, как утверждают эксперты, в последние навигации ледовая обстановка была довольно сложной. В частности, в Восточно-Сибирском море, где глубины сравнительно небольшие, фиксировались тяжелые ледовые условия.
Наибольшая хозяйственная активность сфокусирована сегодня в западном секторе – в основном в юго-западной части Карского моря. Для организации безопасного круглогодичного судоходства в восточной части Севморпути, необходимо совершенствовать методы прогнозирования. По словам Александра Макарова, протяженность восточных маршрутов трассы СМП в 5-6 раз больше западных, а ледовые условия, как правило, значительно тяжелее. Продолжительность рейсов может составлять от полутора до двух недель, поэтому выбрать оптимальный маршрут плавания можно основываясь только на заблаговременном прогнозе.
«При подготовке прогнозов мы опираемся на спутниковую информацию. Но для нас важным дополнением должны стать данные бортовых измерительных комплексов и, безусловно, беспилотников. В настоящий момент мы модернизируем прогностическую систему «Север», которая в своём улучшенном варианте обеспечит качественными и оперативными прогнозами суда на трассе Северного морского пути», - подчеркнул Александр Макаров.
На текущий момент оправдываемость краткосрочных прогнозов ледовой обстановки Арктического и антарктического научно-исследовательского института заблаговременностью до 5 суток составляет порядка 93%. Долгосрочные прогнозы - от 15 суток до 6 месяцев, оправдываются на 85%.
Кругологодичная навигация на трассе Северного морского пути не может быть организована без поддержки ледокольного флота. По данным ученых ААНИИ, площадь морского льда на акваториях арктических морей быстро сокращалась с 1996 года и за десять лет уменьшилась более, чем в восемь раз. В последующие годы площадь льда колебалась вблизи этого уровня. Но в 2021 году площадь льда в сентябре возросла почти на 200 тыс. кв. км и в ближайшие 5 лет сохранится на этом уровне.
«Лето в Арктике длится всего лишь 8-10 недель. В зимний период на всем протяжении трассы Севморпути будет сплошной лёд мощностью до двух метров. Без развития ледокольной проводки для большинства судов это станет непреодолимым препятствием», - сказал Александр Макаров.
Международная выставка конференция «НЕВА 2023» проходит Санкт-Петербурге. В мероприятии участвуют около 700 экспонентов и более 30 тысяч делегатов. На стенде Санкт-Петербурга представлены ключевые предприятия и организации Северной столицы, обладающие арктическими компетенциями, поделятся подробностями о новейших технологиях и реализуемых проектах, способствующих освоению и развитию российской Арктики. В ходе проведения выставки ожидается подписание ряда соглашений и меморандумов. Организатором программы на стенде Санкт-Петербурга выступает Комитет по делам Арктики.
Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.