ААНИИ готов сделать трассу Севморпути максимально безопасной
Организация круглогодичной навигации по Северному морскому пути в восточном направлении – серьезный вызов для науки, который требует доработки прогностических моделей ледовой обстановки. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт уже сейчас готов обеспечивать всех участников необходимой первичной гидрометинформацией и намерен развивать системы мониторинга для повышения безопасности и эффективности судоходства.
Об этом заявил Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института в ходе панельной дискуссии «Северный морской путь. Итоги и планы» на площадке Петербургского международного экономического форума.
Президентом Российской Федерации поставлена задача обеспечения круглогодичного использования Северного морского пути в качестве транспортного коридора глобального значения. Развитие СМП стало одной из инициатив социально – экономического развития национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». В 2022 году принят масштабный План развития СМП до 2035 года.
В ближайшие годы предстоит развитие комплексной системы транспортной безопасности в Арктике: возведение современной портовой инфраструктуры, обеспечение стабильной связи, строительство современного аварийно-спасательного флота и формирование аварийно-спасательных центров. На успешное развитие Северного морского пути влияют наличие грузовой базы и наличие собственного флота. В развитии российского судостроения заинтересованы все участники судоходства в Арктике.
По словам главы иститута, прогноз ААНИИ до 2050 года показывает, что несмотря на климатические изменения в Арктике, ледовые условия в зимний период будут формироваться и будут достаточно тяжелыми.
«Перспективы Севморпути не ставятся под сомнение: он будет развиваться. Безусловно, в ближайшие годы круглогодичная навигация будет проходить и в восточном направлении, чего ранее никогда не было. Ледокольный флот нужен и его необходимо развивать. Мы же со своей стороны готовы обеспечивать предоставление оперативной гидрометинформации для расстановки ледоколов и осуществления оперативной деятельности. Но рост грузопотока требует большего количества данных. Мы умеем их собирать и обрабатывать, чтобы повысить надежность и скорость плавания по трассе. Более того, у нас есть возможности для того, чтобы сделать трассу Севморпути максимально безопасной», - заключил Александр Макаров.
В ходе панельной дискуссии «Северный морской путь. Итоги и планы» ведущие эксперты обсудили, какие шаги необходимо предпринять для обеспечения безопасного судоходства на СМП, а также дали оценку эффективности государственной поддержки проектов, направленных на развитие СМП. Какие механизмы повышения эффективности взаимодействия грузоотправителей, судовладельцев, органов власти и инфраструктурного оператора действуют сегодня и какова необходимость в специальных судах и ледоколах, а также рассказали о возможностях действующих верфей.
Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.