28 октября в г. Владивосток (Океанский пр., 17) состоится торжественное мероприятие, посвящённое завершению масштабной экспедиции Росгидромета ТРАНСАРКТИКА 2019.
Научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский», выполнявшее работы по четвёртому, самому продолжительному этапу экспедиции, 23 октября прибыло в порт г. Владивосток. На его борту учёные разных специальностей от океанологов до гидробиологов в течение 90 дней выполняли работы по изучению природной среды арктических морей России – от Баренцева до Охотского, пройдя Северным морским путём дважды за период навигации.
В церемонии завершения первой морской экспедиции ТРАНСАРКТИКА 2019 примут участие руководитель Росгидромета Игорь Шумаков, заместитель начальника Управления организации научных исследований и экспедиций Росгидромета Анна Быстрамович, директор ААНИИ Александр Макаров, начальник Северного УГМС Роман Ершов, и.о. директора ФГБУ «ДВНИГМИ» Александр Дунаев и другие почётные гости.
Экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 – уникальный проект Росгидромета, её основной целью являлось возобновление исследовательских традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций «Северный полюс» в высокоширотной Арктике.
Экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 проходила в четыре этапа: четыре судна Росгидромета один за другим выполняли научные работы в арктических морях на протяжении более пяти месяцев. Собраны уникальные данные, которые помогут комплексно оценить состояние природной среды Арктики в условиях меняющегося климата.
Проблеме изменения климата в последние десятилетия уделяется огромное внимание во всем мире. Меняющийся ледовый режим арктических морей отразится на климате всей планеты. Изменятся и условия плавания по Северному морскому пути. С одной стороны, прогнозируется увеличение длительности безлёдного сезона, с другой - это может привести к повышению числа опасных для навигации явлений. Гидрометеорологическое обеспечение безопасности судоходства в Арктике – одна из важнейших целей полярной науки сегодня.
Для этого необходимо углублённое понимание закономерностей формирования состояния природной среды Арктики и его вероятных изменений в масштабе обозримой временной перспективы на основании качественных актуальных данных in situ.
Одним из наиболее эффективных инструментов получения такой информации было проведение высокоширотных комплексных экспедиций. С 1937 по 2013 гг. информация о состоянии природной среды Арктики поступала с дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс». С 1941 по 1993 год осуществлялись высокоширотные воздушные экспедиции «Север», результаты которых составили основу современных представлений о природе Арктики. Из-за изменения ледовых условий, работа станций была прекращена и в последние годы вся информация была доступна только со спутников, которые не могут отразить наиболее важные физические процессы.
Экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 стала своевременным ответом на научные вызовы в условиях меняющегося климата. По масштабам, длительности и объёмам работ — это самая крупная экспедиция последних десятилетий. Тем важнее её значение, что из-за климатических изменений природные процессы в Арктике становятся непредсказуемы и необходимость постоянного их мониторинга растёт. Для увеличения точности прогнозов погоды и моделей климата проведение такого рода экспедиций необходимо.
Целями экспедиции являлись:
- выполнение комплексных научных исследований в высокоширотной Арктике;
- возобновление государственного мониторинга состояния и загрязнения российских арктических морей;
- испытание технологий организации ледового лагеря для использования
на строящейся на АО «Адмиралтейские верфи» Ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс»;
- подготовка кадров для работы в Арктике, в том числе на ЛСП.
Экспедиция внесла значительный вклад в полярную науку и научно-техническое обеспечение освоения Арктики.
Впервые за почти три десятилетия удалось в течение одного сезона весна – осень провести мониторинг состояния природной среды всех морей российской Арктики, и, частично, глубоководного Арктического бассейна, получить уникальные данные о процессах, проходящих в океане и атмосфере региона, особенностях энерго- и массобмена на границах сред. Собранные данные позволят получить более надёжные оценки пространственно-временной изменчивости основных элементов гидрометеорологического режима, глубже изучить механизмы формирования водных масс, их влияние на изменения климата высоких широт. В свою очередь эти исследования будут способствовать совершенствованию моделей прогноза погоды и климата, необходимых для обеспечения безопасного судоходства на акватории Северного морского пути.
Данные загрязненности воды, воздуха, грунтов, биоты региона позволят оценить современное состояние и уровни антропогенного воздействия на арктические экосистемы, выработать рекомендации по совершенствованию системы мониторинга, оценить объемы транспорта загрязняющих веществ, выявить влияние местных источников и трансграничного переноса. Эта информация пополнит базы ВНИИГМИ – МЦД, послужит основой для верификации и улучшения точности прогнозов погоды и климата.
Высокую эффективность показало использование дрейфующей станции типа «судно-лёд» как структурного элемента распределённого механизма мониторинга системы «атмосфера – морской ледяной покров – океан – биосфера» в реальном масштабе времени. Строящаяся платформа примет на себя эстафету по мониторингу природной среды Арктики.
СПРАВКА ПО ЭТАПАМ ЭКСПЕДИЦИИ
I ЭТАП
Первый этап экспедиции ТРАНСАРКТИКА 2019 стартовал 20 марта с выходом научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» из порта Мурманск. Судно вошло в дрейфующий лед и на его базе была организована сезонная дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс–2019». Ученые из 12 российских и иностранных организаций провели цикл скоординированных метеорологических, ледовых, океанографических, гидрохимических, гидробиологических и геофизических наблюдений; исследовали физико-механические свойства морского льда; провели комплексный мониторинг современного состояния и загрязнения окружающей среды в районе дрейфа.
Выполнена большая программа биологических исследований планктонных и бентосных сообществ, криофауны. Особое внимание уделялось океанографическим наблюдениям – в том числе с удаленных точек с помощью вертолёта.
21 мая 2019 года научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников» вернулось в Мурманск. Важнейшим результатом стала практическая реализация мультидисциплинарных наблюдений со льда с оперативной передачей получаемой информации на судно и в приёмные центры на берегу.
Первые научные результаты подтверждают, что сокращение площади и толщины ледяного покрова, увеличение количества тепла, переносимого Североатлантическим течением в Арктический бассейн, интенсификация циклонической деятельности ведут к перестройке структуры водных масс, преобразованию схем атмосферной и океанической циркуляции и изменению интенсивности гидрохимических и гидробиологических процессов.
Во время этапа были отработаны методы эффективной организации наблюдений на дрейфующей станции нового типа «судно-лед», которые будут учтены при строительстве, оборудовании и эксплуатации ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс».
II ЭТАП
В рамках второго этапа с 15 мая по 14 июня был выполнен комплексный мониторинг состояния и загрязнения акваторий Баренцева и Карского морей на вековых разрезах на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов». По маршруту движения судна проведены гидрометеорологические и гидробиологические наблюдения, мониторинг ледовой обстановки, в том числе с использованием авиаразведки, наблюдения видового разнообразия и количественных характеристик биологических сообществ, уязвимых в условиях потепления климата, проведены высадки на острова архипелагов Земля Франца Иосифа и Новая Земля.
Получен большой массив актуальных данных об океанографических процессах и текущем экологическом состоянии Белого и Баренцева морей. Предварительный анализ показал, что температура воды Баренцевом море в сравнении с многолетней нормой выше на 0,5–1,0° С. Кроме того, отмечено, что традиционная полынья к югу от западной части архипелага Земля Франца Иосифа увеличилась вдвое по сравнению со среднемноголетней шириной и появилась на месяц ранее. Это важные сигналы перестройки ледового режима арктических морей.
III ЭТАП
Третий этап прошёл с 16 июля по 2 августа на борту научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов». В рамках него был организован проект «Арктический плавучий университет». Основу экспедиционного состава судна составили ведущие ученые, сотрудники институтов и управлений Росгидромета, студенты, магистранты и аспиранты ведущих российских ВУЗов. Учёные и студенты провели научно-исследовательскую работу в акватории Белого и Баренцева морей, на островах Вайгач и Сосновец, а также на территории полярной гидрометеорологической станции МГ-2 Белый Нос. Помимо полевых работ, проводились лекции, семинары, практические занятия. Студенты получили практические навыки проведения наблюдений и работы с приборами в условиях Арктики. Особое внимание уделялось отработке методов экологических исследований.
IV ЭТАП
25 июля 2019 года из порта Владивосток стартовал четвертый, самый масштабный и длительный этап экспедиции ТРАНСАРКТИКА 2019 на научно-исследовательском судне «Профессор Мультановский». На борту работали представители 11 организаций, в том числе 2 немецких институтов.
В рамках этапа проводились уникальные по географическому размаху работы по мониторингу состояния и загрязнения природной среды в условиях меняющегося климата всех окраинных арктических и дальневосточных морей России, маршрут судна пролегал от Владивостока до Мурманска и обратно.
Комплексные работы проведены в области океанографии, метеорологии, гидробиологии, геохимии, экологии. Впервые на столь обширной акватории отбирались пробы для оценки загрязненности вод микропластиком, проблема накопления которого в Мировом океане считается одной из самых актуальных.
В ходе экспедиции в разных районах были установлены дрейфующие буи, передающие информацию о метеопараметрах в режиме реального времени. По результатам планируется выработать предложения по созданию программы регулярной расстановки буев в Арктике, что позволит повысить ее обеспеченность гидрометеорологической информацией. Была выполнена планктонная съемка участков Японского и Охотского морей для оценки их кормовой базы.