В Арктической зоне России появится новая сеть морских метеостанций
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) к 2024 году развернет новую высокоточную гидрометеорологическую сеть в морской и прибрежной частях российской Арктики на основе дрейфующих буёв. Это позволит существенно повысить точность прогнозов для безопасной навигации на протяжении Северного морского пути и откроет новые возможности для научных исследований.
Проект реализуется ААНИИ в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» и программы Росгидромета по модернизации наблюдательной сети в Арктической зоне России.
Согласно плану, до 2024 года современные дрейфующие и стационарные измерительные приборы отечественного производства будут установлены в акваториях всех морей российской Арктики, включая трассы Северного морского пути. Дальнейшее совершенствование гидрометеорологической сети предусмотрено планом развития Севморпути и продолжится до 2035 года.
«Особое внимание будет уделено модернизации пунктов метеонаблюдений в Восточном секторе Арктики, включая самые удаленные от материка части морей и островные точки. Это направление является наиболее важным с точки зрения наращивания масштабов круглогодичного судоходства по Севморпути. На данный момент установлены 7 дрейфующих метеостанций, в 2023 году будут размещены еще 42. Таким образом количество метеостанций будет увеличено в шесть раз. Покрытие всей зоны Северного морского пути и прилегающей части Арктического бассейна дрейфующими и стационарными метеостанциями позволит получать ежечасные прямые наблюдения о ледовых и метеорологических параметрах в регионе. С учетом скорости передачи данных мы сможем практически в онлайн-режиме уточнять маршруты судов и делать высокоточные численные прогнозы для будущих рейсов», – рассказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Наличие в арктических условиях высокоточной системы метеонаблюдений, соответствующей международным и отечественным стандартам – важнейшая составляющая безопасности судоходства, прибрежной деятельности и научных работ в этом суровом климате.
Данные наблюдений оперативно обрабатываются Мировым центром данных по морскому льду ААНИИ и передаются в информационную систему Росгидромета.
Так при помощи дрейфующих метеостанций информация о температуре воды и воздуха, атмосферном давлении, процессах теплообмена, оценкам толщин снежного и ледового покровов и дрейфе льда ежечасно передается с дрифтеров по спутниковой связи и позволяет корректировать модельные расчеты погоды и маршруты судов с учетом данных об усилении ветра и волнения, возможности обледенения судов и др. Примечательно, что эти современные высокоточные дрейфующие и стационарные измерительные приборы разработаны и произведены российской компанией и Севастопольским государственным университетом.