На станции Прогресс открылся новый снежно-ледовый аэродром для транспортных самолетов
Специалисты Российской антарктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института совместно с компанией «Запсибгазпром» ввели в эксплуатацию новый снежно-ледовый аэродром для приема тяжелых транспортных воздушных судов на станции Прогресс. Первый авиарейс самолета ИЛ-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр» по маршруту Кейптаун – Прогресс состоялся 7 ноября 2022 года.
Самолет преодолел расстояние 5300 км за 6,5 часов. На борту воздушного судна в Антарктиду доставлено 82 пассажира. Среди них специалисты компании «Запсибгазпром», обеспечивающие строительство нового зимовочного комплекса станции Восток, и члены 68-й Российской антарктической экспедиции. Также на борту самолета перевезено 6,6 тонны грузов для обеспечения работ по созданию зимовочного комплекса.
«Открытие нового аэродрома на станции Прогресс – это успешный результат коллективной работы большого количества специалистов. Нельзя не отметить ученых и строителей, сумевших в сложнейших условиях в максимально короткие сроки построить аэродром, пилотов, посадивших самолет на новую площадку при практических нулевой видимости. Это по-настоящему историческое событие, которое во многом изменит работу всей Российской антарктической экспедиции. Новая взлетно-посадочная полоса позволит нам существенно раньше начинать сезонные работы, в том числе работы по созданию нового зимовочного комплекса станции Восток», - отметил Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Строительством новой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс занимались специалисты компании «Запсибгазпром». Протяженность взлетно-посадочной полосы составляет 3000 метров, ширина – 100 метров. Аэродром может принимать самолеты типа ИЛ-76, а также самолеты малой авиации. В этом сезоне запланировано 4 рейса Кейптаун – Прогресс – Кейптаун по доставке строителей НЗК Восток.
Взлетно-посадочная полоса на станции Прогресс была запущена в 2012 году для приема малой авиации и обеспечения перелетов между станциями, доставки небольших грузов и участников сезонных работ. В период 67-й РАЭ станция Прогресс обеспечила 9 рейсов самолета БТ-67 по маршрутам Прогресс-Восток-Прогресс, Прогресс - Гора Вечерняя - Новолазаревская, Новолазаревская–Сёва–Прогресс–Молодежная–Новолазаревская и Прогресс-Новолазаревская-Прогресс.
Напомним, 26 октября 2022 года также начала работу сезонная посадочная площадка международного ледового аэродрома на станции Новолазаревская. В соответствии с международной корпоративной авиационной программой ДРОМЛАН, авиационный центр на станции Новолазаревская обеспечивает прием и посадку международных авиарейсов для доставки и вывоза российских и зарубежных участников сезонных работ в Антарктику. Членами программы ДРОМЛАН являются 11 стран – Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Россия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Швеция, ЮАР и Япония. В период с октября 2022 года по февраль 2023 года аэродром на станции Новолазаревская планирует принять 9 рейсов самолета типа ИЛ-76. Ожидаются также рейсы других стран-участников Программы. Для выполнения грузопассажирских полетов и проведения ледовой разведки будут использованы два вертолета типа КА-32С.
Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) – непрерывно работающая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Антарктике. В РАЭ участвуют зимовщики и сезонные отряды, работающие антарктическим летом. В Антарктиде сотрудники института постоянно ведут мониторинг изменений природной среды на 5 круглогодичных станциях: Новолазаревская, Беллинсгаузен, Мирный, Прогресс и Восток. В летний период выполняют работы на сезонных полевых базах Молодёжная, Дружная-4, Оазис Бангера, Русская и Ленинградская.
Компания «Запсибгазпром» обеспечивает сборку нового зимовочного комплекса станции Восток. Работы по созданию комплекса ведутся с 2019 года. На заседании попечительского совета Русского географического общества председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон представил идею НЗК станции Восток. Проектная документация была подготовлена немецкой компанией «Рэмболл», а последующая адаптация документации к российским нормам осуществлялась, элементов станции в район строительства и их сборка осуществляется компанией «Запсибгазпром» за счет средств федерального бюджета. Изготовление конструкций комплекса и их сборка велись на площадке Опытного завода строительных конструкций в Ленинградской области за счет собственных средств Леонида Михельсона.
НЗК Восток будет состоять из 5 модулей – это жилые и общественные помещения для полярников, энергоцентры и технические блоки для системы очистки и хранения воды, а также гараж. Длина комплекса составляет 140 м, общая площадь помещений – около 2 тысяч кв. метров. В НЗК будет использована энергоэффективная система отопления рекуперацией. Все системы имеют двойное или тройное резервирование, предусмотрен двухлетний запас топлива и продуктов. Станция будет стоять на опорах высотой 3 м, что позволит ей оставаться незанесенной на протяжении многих лет.
Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.