ААНИИ начинает сотрудничество со Штабом морских операций ФГБУ «Главсевморпуть»
В Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте создается оперативная научная группа для подготовки информации о ледовой обстановке на трассе Северного морского пути в режиме реального времени. Данные будут предоставляться Штабу морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» непосредственно после получения запроса.
Способность коллектива специалистов работать в таком режиме была подтверждена в реальных условиях. В октябре караван из пяти судов река-море Ленского объединённого речного пароходства вышел из порта Певек в направлении порта Зеленый мыс. Войдя в зону с предельно сложными для этих судов ледовыми условиями, судоводители обратились в Центр «Север» с запросом о срочном предоставлении детализированной ледовой информации для безопасного прохода тяжелого участка. Необходимая информация была подготовлена и передана в течение двух часов. В обычной ситуации подобный запрос может обрабатываться в течение двух суток.
«Автоматизированная ледово-информационная система «Север» наглядно продемонстрировала возможность экстренной работы для обеспечения круглогодичного судоходства в арктических морях. Это потребует от нас максимальной вовлеченности и работы в режиме 24/7. Но мы к этому готовы. Все запросы Штаба морских операций будут отработаны качественно и оперативно», - подчеркнул Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Напомним, в летне-осенний период 2022 года в восточной части Восточно-Сибирского моря наблюдалась неблагоприятная ледовая обстановка. На значительной части акватории до конца периода таяния сохранялись дрейфующие льды различной сплоченности. Позднее очищение (сокращенный срок тепло-накопления) и наличие остаточных льдов привело к формированию условий для раннего ледообразования. В соответствии с долгосрочным прогнозом Арктического и антарктического научно-исследовательского института устойчивое ледообразование началось на 5-10 суток раньше нормы. Как результат в этом районе сформировались значительно более сложные ледовые условия по сравнению с теми, которые наблюдались в осенний период с 2018 по 2021 год (рис. 1). В этой ситуации для предотвращения попадания судов в ледовый плен крайне важно вовремя завершить морские операции судов с низким ледовым классом.