MOSAiC

Завершена международная арктическая исследовательская экспедиция MOSAiC

14 октября 2020MOSAiC

12 октября немецкий исследовательский ледокол «Polarstern» прибыл в порт Бременхафена, выполнив все работы по программе уникальной годовой экспедиции.

В течение 389 дней на борту ледокола и в лагере на льдине учёные из 37 стран исследовали последствия изменений климата в Арктике и современные условия ледообразования.

В пяти этапах экспедиции приняли участие 442 исследователя, члены экипажа «Polarstern», молодые исследователи, преподаватели и представители прессы. Были задействованы семь кораблей, несколько самолетов и более 80 организаций из 20 стран.

Важную роль в экспедиции выполняли научно-исследовательские суда ААНИИ Росгидромета. НЭС «Академик Фёдоров» сопровождало «Polarstern» с момента выхода из порта Тромсе (Норвегия) и до вмораживания в дрейфующие льды Арктического бассейна, выполнив обширный комплекс работ по развертыванию распределенной комплексной системы наблюдений с использованием самой современной измерительной аппаратуры (на льду было установлено более 100 приборных комплексов). С судна также было выполнена ледовая разведка с вертолётов для постановки системы наблюдений и принятия решений о реализации эксперимента.

Суда ФГБУ «ААНИИ» выполняли рейсы по снабжению экспедиции на ледоколе «Polarstern» и ротации экспедиционного и судового состава: НЭС «Академик Фёдоров» – на первом этапе, НЭС «Академик Трёшников» – в пятом, заключительном этапе. В экспедиции участвовал и российский ледокол «Капитан Драницын» ФГУП «Росморпорт», который совершил два рейса в тяжелых условиях высокоширотной зимней Арктики.

Учёные ААНИИ реализовывали оперативную ледовую прогностическую поддержку экспедиции. На борту ледокола на протяжении всей экспедиции посменно работали два ледовых эксперта ААНИИ, которые обрабатывали актуальную ледовую информацию, полученную со спутников и ААНИИ, и формировали для капитана рекомендации по движению судна.

Всего за год сменилось пять составов экспедиции. Ротация команды и учёных была осложнена ограничениями, связанными с пандемией коронавируса, но все поставленные задачи была выполнены и учёные были доставлены на борт с соблюдением всех мер безопасности. Заболевших не было.

Напомним, экспедиция началась 20 сентября 2019 года. Немецкий ледокол «Polarstern» вышел из Тромсё (Норвегия) и направился в Центральную Арктику, где был вморожен в лёд. «Polarstern» стал центральной обсерваторией для атмосферных, ледовых, снежных, океанографических, экологических и биогеохимических измерений и экспериментов. Более года ледокол дрейфовал по Трансарктическому течению, пока льдина не достигла кромки льда к востоку от Гренландии и не начала разрушаться под воздействием волн, как и ожидалось. После этого экспедиция вернулась в точку Северного полюса, откуда начала поиск новой льдины для продолжения исследований и обнаружив подходящее поле продолжила исследования пришвартовавшись к льдине, чтобы завершить исследования в годовом цикле.

Полученные уникальные данные станут основой для целого поколения новых климатических моделей и помогут улучшить прогнозы погоды высокого разрешения в Арктике.
Организатор экспедиции – Институт Альфреда Вегенера и Центр полярных и морских исследований имени Гельмгольца (AWI, Германия).

Профессор Маркус Рекс, руководитель экспедиции, Институт Альфреда Вегенера, Гельмгольц Центр полярных и морских исследований (AWI): «Я очень доволен тем, как прошла экспедиция. Теперь мы можем предоставить климатические данные и наблюдения, которые так необходимы человечеству для принятия фундаментальных и неотложных политических решений по защите климата. Мы стали свидетелями, как уменьшилось количество арктического льда. Толщина льда в Арктике теперь вдвое меньше, чем 40 лет назад, а зимние температуры на десять градусов выше, чем те, которые описывал Фритьоф Нансен. Морской лед Арктики – это не только важная часть глобальной климатической системы, это уникальная экосистема, основа жизни многих коренных народов и царство завораживающей и непревзойденной красоты. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы сохранить его для будущих поколений».

Томас Вундерлих, капитан Polarstern: «По пути на север я был особенно впечатлен, увидев, сколько участков открытой воды и легкопроходимых льдов мы встретили даже у Северного полюса. Мы ни разу не застряли и смогли пройти по маршруту на север Гренландии, а раньше этот район известен своими массивными, практически непроходимыми морскими льдами. Я с большим уважением отношусь к морскому мастерству капитанов, которые выполняли переходы зимой, в течение долгой полярной ночи и даже при температуре ниже минус 30 градусов, когда грузовые краны на российском ледоколе снабжения были только частично функциональны. Именно выдающаяся приверженность команды и исследователей в таких суровых условиях обеспечила успех экспедиции».

Ранее в 2019 году была проведена морская экспедиция ТРАНСАРКТИКА 2019 – российский проект, направленный на исследование природной среды высокоширотной Арктики и окраинных арктических морей России. Четыре судна в течение семи месяцев исследовали характеристики природной среды Арктики.

Александр Макаров, директор ФГБУ «ААНИИ»: «Исследовать Арктику сейчас, в условиях изменения климата, особенно важно. Международное сотрудничество учёных даёт возможность качественно организовать экспедицию и собрать на борту всех необходимых экспертов в своих областях. За последние годы было устроено уже несколько больших международных экспедиций, включая ТРАНСАРКТИКУ 2019. И мы надеемся, что это только начало».

В ближайшем будущем для исследований в высокоширотной Арктике будет использоваться дрейфующая станция нового типа – ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс», которая сможет вмораживаться в лёд и автономно работать в течение двух лет. Фактически это полярная станция с функционалом научно-исследовательского центра. Данные экспедиции MOSAiC и ТРАНСАРКТИКА 2019 станут основой для организации дрейфующих станций нового типа, которые продолжат исследовательские традиции в высокоширотной Арктике.

Ознакомиться с ходом экспедиции можно на каналах MOSAiC в твиттере (@MOSAiCArctic) и инстаграме (@mosaic_expedition) по хэштегам #MOSAiCexpedition, #Arctic and #icedrift. Больше информации по экспедиции доступно на сайте www.mosaic-expedition.org.