Подразделения

Лаборатория изучения ледового плавания

Общая информация

Заведующий лабораторией

Алексеева Татьяна Алексеевна

Телефон: 8 (812) 337 31 54

Эл. почта: taa@aari.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • разработка методов количественной оценки безопасности плавания современных транспортных судов;
  • разработка новых алгоритмов составления сценариев обеспечения нестандартных и экспериментальных морских операций с различной заблаговременностью;
  • разработка новых алгоритмов использования современных средств дистанционного зондирования ледяного покрова в среде Геоинформационных систем;
  • поиск полигонов и непосредственное участие в ледовых испытаниях новых транспортных судов и ледоколов;
  • участие в экспедиционных работах и специализированном гидрометеорологическом обеспечении нестандартных морских операций на борту судов и ледоколов;
  • организация и проведение экспедиций на ледоколах и судах ледового плавания для сбора данных натурных наблюдений за характеристиками ледяного покрова и эксплуатационными показателями движения судов;
  • разработка и внедрение в эксплуатацию новых технологических и программных продуктов для производства специальных судовых ледовых наблюдений, включая уникальные судовые телевизионные комплексы, регистрирующие толщину льда и сжатия в ледяном покрове.
  • изучение режимных особенностей ледовых условий на традиционных и перспективных трассах плавания в зоне Северного морского пути [СМП], в Арктическом бассейне СЛО, замерзающих морях.
  • выявление и уточнение закономерностей распределения характеристик природной среды [прежде всего ледяного покрова] непосредственно на пути плавания судов;
  • анализ режимных особенностей ледовых условий плавания и общего распределения ледяного покрова в замерзающих морях [включая конкретные характеристики ледяного покрова и обобщенные показатели условий плавания].

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЛАБОРАТОРИИ

После окончания Великой отечественной войны резко увеличилась интенсивность судоходства, развернулись широкие исследования на трассе СМП и в Арктическом бассейне. В связи с обновлением транспортного и ледокольного флота изменилась тактика ледового плавания, возникла необходимость плавания в припайных районах, расширении сроков навигации, увеличения скоростей проводки судов, увеличения пропускной способности трассы СМП, появились новые требования к обеспечению судоходства. Ледовая информация общего пользования уже не удовлетворяла обеспечению эффективности и безопасности судоходства. Появилась потребность создания специализированной ледовой информации о состоянии ледяного покрова непосредственно на пути движения судов, влияющего на судоходство. Для решения этих задач возникла необходимость исследования ледяного покрова как среды судоходства, создания алгоритмов количественной оценки влияния льдов на движения судов во льдах. Анализ материалов натурных наблюдений показал, что ледовые условия на пути плавания судов и ледоколов часто отличаются от ледовых условий, оцениваемых в целом по региону или морю.

Первые попытки количественно оценить влияние ледяных образований на движения судов были предприняты ещё в первой половине прошлого века. Специальные исследования характеристик ледяного покрова, находящихся непосредственно на пути плавания, и поиски способов оценки их влияния на движение судов возобновились только в 1961 г., когда по инициативе П.А. Гордиенко, в институте был создан Отдел Изучения ледового плавания, сформированный из сотрудников Отдела Ледового режима и прогнозов. В задачи отдела входило исследование ледяного покрова, как среды судоходства, выявление количественных показателей влияния характеристик ледяного покрова на трудность условий плавания, установления количественных критериев начала и окончания различных этапов арктической навигации.

В течение почти 30 лет сотрудниками отдела проводились специальные натурные наблюдения за характеристиками ледяного покрова непосредственно на пути движения судов и в районе плавания, а также определялись эксплуатационные показатели работы судов и ледоколов во льдах. Значительный вклад в сбор, обработку и анализ материалов наблюдений внесли П.А. Гордиенко, А.Я. Бузуев, Г.Н. Сергеев, В.И. Смирнов, Н.А.Чуркина, В.Ф. Дубовцев, В.И. Решеткин, В.П. Мелешко, А.А. Романов, Д.Р. Соболева, И.Н. Астахова, Л.Н. Булатова, В.Е. Федяков, А.А. Романов, Ю.Н. Хромов, В.А. Комаровский, Н.М. Адамович, А.И. Бровин, Е.И. Макаров, С.В. Фролов и др. Наиболее полное систематизированное обобщение результатов многолетних исследований влияния ледяных образований на судоходство сделано А.Я. Бузуевым, основные положения, которого работают и в настоящее время.

В 1967 году ААНИИ награждён орденом Ленина, за успешное гидрометеорологическое обеспечение Северного морского пути и народного хозяйства Крайнего Севера. Достойный вклад в эту работу внесли сотрудники отдела Ледового режима и прогнозов.

В 1982 году Отдел Изучения Ледового плавания вошёл в состав Отдела Ледового режима и прогнозов в качестве лаборатории и продолжал исследования влияния ледяного покрова на судоходство во льдах. Анализ многолетних материалов натурных наблюдений позволил получить зависимости эксплуатационных показателей движения ледоколов и судов от различных ледовых условий. В 80-х годах прошлого века А.Я. Бузуев и В.Е. Федяков В.Е. разработали эмпирико-статистическую метод и модель количественной оценки трудности плавания во льдах, до сих пор являющимися основными инструментами при составлении навигационных рекомендаций и выборе оптимальных вариантов плавания судов во льдах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО