НЭС «Академик Фёдоров»
Научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» было построено в 1987 году финской компанией Раума-Репола.
Все капитаны судна: Михаил Михайлов, Валерий Викторов, Михаил Калошин, Игорь Стецун, Дмитрий Карпенко, Олег Калмыков
Тактико-технические характеристики
Длина наибольшая, м | 141,2 |
Ширина наибольшая, м | 23,5 |
Скорость | 16 узлов |
Экипаж | 75 человек |
Научный персонал | 175 человек |
Ледовый класс | Arc7 |
Водоизмещение, т | 16200 |
Осадка по КВЛ, м | 8,5 |
НЭС «Академик Фёдоров» спроектировано и построено как многофункциональное судно для работы в высоких широтах. Его борт имеет усиленный ледовый пояс, поэтому судно способно преодолевать ровный однолетний лёд толщиной один метр непрерывным ходом со скоростью 2 узла и «набегами» до 2,5 метров.
Для выполнения ледовых разведок и переноса грузов на корме судна расположен вертолётный комплекс, где можно разместить два вертолёта типов Ка-32 и МИ-8. Для осмотра подводной части судна на борту есть водолазная станция. На «Академике Фёдорове» установлены носовое и кормовое подруливающие устройства, система успокоения качки и дифферентная система – она выравнивает равновесие судна «корма-нос», «правый-левый борта».
НА БОРТУ СУДНА ОБОРУДОВАНЫ 11 ЛАБОРАТОРИЙ. В том числе гидробиологическая, гидрохимическая, экологическая и две океанографические.
Для исследований физико-механических свойств льда на судне работает ледоисследовательский комплекс с гидравлическими прессами, а также тензометрическая лаборатория для исследования влияния нагрузок на корпус судна. Кроме того, на судне оборудован комплекс многолучевого эхолота, который позволяет получить трёхмерную картину дна, и донный профилограф TOPAS PS 18 для изучения донных осадков и отложений в породах.
Метеорологические наблюдения выполняются с помощью автоматизированной станции погоды с датчиками температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, солнечной радиации, температуры и солёности воды, видимости, высоты облачности. На палубе установлен зондирующий комплекс «SeaBird 911» с батометрической секцией «Rosetta» с возможностью отбора проб до глубин 6000 м и бортовой комплекс для ХВТ зондирований.
НЭС «Академик Фёдоров» названо в честь Евгения Константиновича Фёдорова, папанинца, геофизика, Героя Советского Союза, академика АН СССР, руководителя Гидрометслужбы СССР, члена Президиума Всемирного Совета Мира, вице-президента Всемирной метеорологической организации и директора Всесоюзного Арктического института.
ДОСТИЖЕНИЯ
1987-1988
- Первый испытательный рейс судна. Кругосветное плавание вокруг Антарктиды.
1990
- Судно получило статус уникальной научной установки. «Академик Фёдоров» может выполнять работы в труднодоступных для других судов районах Арктики и Антарктики даже во время полярной зимы.
1992
- Участие в организации первой и единственной дрейфующей станции на антарктическом льду в море Уэдделла.
1994
- Первый Арктический рейс судна в рамках комплексной международной экспедиции «Экотундра».
2000
- На борту судна была организована комплексная геофизическая экспедиция в Центральный Арктический бассейн для определения границ арктического шельфа.
2005
- Судно без ледокольного сопровождения прошло через географическую точку Северного полюса Земли.
2007
- 2 августа с борта НЭС «Академик Фёдоров» в географической точке Северный полюс спущены два глубоководных обитаемых аппарата «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4300 м. Достижения этой экспедиции занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
2011
- На борту открыт виртуальный филиал Русского музея.
2014
- С борта впервые на Северном полюсе были выполнены сейсмические измерения.
2016
- Проведение гидрографических и геологических работ в районе о. Буве.
2019-2020
- Участие в международной комплексной научной экспедиции MOSAiC.
ФОТОГРАФИИ
Сергей Кашин, Дмитрий Резвов, Дмитрий Смирнов |